Борьба за кресло «министра-раздражителя»
Владимир Мединский — министр, позиция которого за несколько месяцев до отставки правительства оказалось наиболее шаткой. Ведомство сотрясают публичные скандалы, а его глава то и дело подвергается критике с разных сторон. Znak.com узнал, кто претендует на место Мединского и изменит ли что-нибудь в культурной политике возможная отставка министра.
Ассоциация владельцев кинотеатров опубликовала открытое письмо, в котором просит правительство России ограничить полномочия министерства культуры. В письме жестко критикуется деятельность министра культуры Владимира Мединского и его ведомства, которые переносят премьеры иностранных фильмов ради российского кино. Обвиняют Мединского и в цензуре: в письме говорится, что стандартная услуга по выдаче фильмам прокатного удостоверения де-факто превратилась в инструмент госрегулирования и цензурирования кинопроката.
Премьер-министра Дмитрия Медведева просят ограничить возможности Минкульта по административному регулированию отрасли, а ФАС — дать оценку действиям ведомства, которые Ассоциация расценивает как прямое вмешательство в деятельность коммерческих компаний.
Известно, что министерство культуры перенесло на более поздние сроки показ в России иностранных фильмов «Приключения Паддингтона-2» и «Бегущий в лабиринте: лекарство от смерти». Возможно, это связано с желанием ведомства увеличить сборы российских фильмов «Скиф» и «Движение вверх».
«Мы вынуждены констатировать, что это уже не первый случай прямого вмешательства государственного исполнительного органа в хозяйственную деятельность кинотеатров: подобные решения принимались при выходе в прокат таких фильмов, как „Время первых“ и „Салют-7“, в результате чего выпуск одной из самых успешных картин 2017 года был перенесен на полгода позже; такое же решение принималось в период выхода фильма „А зори здесь тихие“, в результате выход картины „Мстители: Эра Альтрона“ был смещен на неделю раньше и т. д. Такие командно-административные действия Министерства Культуры не только наносят экономический ущерб непосредственно кинотеатрам, но и дистрибьюторам фильмов, несущим расходы по рекламному продвижению фильмов на запланированных датах, и, главное, российским зрителям, которые вынуждены менять свои планы на посещение кинотеатров и зачастую возвращать уже купленные кинобилеты… Мы уверены, что если бы отрасль развивалась самостоятельно, без вмешательства Министерства в расписание дат выпуска фильмов в кинотеатрах, без вмешательства в политику установления кинотеатрами того или иного количества сеансов и т. д., то результаты проката российских фильмов были бы значительно выше!
Мы, владельцы кинотеатров, заявляем Министру Культуры РФ, что не Вы, господин Министр, развиваете киноотрасль, не Вы создаёте успешные российские фильмы, а талантливые российские режиссеры, актеры, сценаристы, продюсеры и члены съемочных групп. Не Ваша заслуга в финансировании кинопроизводства за счет средств федерального бюджета!.. Мы считаем, что Ваша деятельность на посту Министра Культуры, к сожалению, наносит вред развитию российской киноиндустрии… Мы выражаем уверенность, что практика грубого прямого вмешательства госчиновников Министерства Культуры в хозяйственную деятельность коммерческих кинотеатров будет прекращена», — гласит письмо.
Агентство РИА «Новости» цитирует ответ Владимира Мединкого прокатчикам. Глава Минкульта заявил, что киносборы в России за последние пять лет выросли с 35 до 54 миллиардов рублей, а производство кино в стране увеличилось на 120%.
«Я вам дал результаты работы — не абстрактные рассуждения и общие слова, я вам назвал цифры. Прокатчики оперируют эмоциями. А я оперирую цифрами… Я всегда оперирую только цифрами, а не абстрактными криками о цензуре. У нас кого ни тронь — все начинают орать про цензуру», — цитирует Мединского агентство.
Мединский под ударом
За последний год и лично Мединский, и его ведомство неоднократно оказывались под ударом публичной критики. Эксперты и собеседники Znak.com, близкие к министерству и связанным с ним фондам и агентствам, отмечают, что такие скандалы снижают шансы Мединского быть переназначенным на свой пост в новом правительстве, которое будет созвано после инаугурации президента в мае 2018 года.
Другой собеседник, также близкий к Минкульту, говорит, что сильный удар по Мединскому нанесло дело режиссера Кирилла Серебренникова и его «Седьмой студии». Серебренникова и его коллег обвиняют в хищении государственных грантов. Одной из задержанных по делу стала директор Российского академического молодежного театра Софья Апфельбаум, ранее возглавлявшая департамент господдержки искусства и народного творчества Минкульта, через который направлялись деньги для проектов Серебренникова.
Не все в порядке у Мединского и в отношениях с деятелями культуры. У театральной общественности Мединский вызывает неприятие еще со времен истории с оперой «Тангейзер», когда православные экстремисты усмотрели в ней оскорбление чувств верующих, а министр культуры занял позицию не театрального сообщества, поддержавшего режиссера Тимофея Кулябина, а православных.
Еще одно обострение пару лет назад было связано с формированием экспертного совета театральной премии «Золотая маска». Тогда состав экспертного совета премии был обновлен, в него включили ряд ультрапатриотически настроенных театральных критиков. Худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников тогда отказался от участия в предстоящей «Золотой маске». До этого отказывался и другой известный режиссер — Константин Богомолов.
С киносообществом у Мединского тоже складываются сложные отношения. Так, в конце 2014 года Мединский сообщил об отказе оказывать государственную поддержку проектам Виталия Манского, в том числе и фестивалю «Артдокфест». Причиной, по словам министра, стало то, что режиссёр наговорил «антигосударственных вещей». По словам чиновника, «пока я министр культуры, ни один из проектов Манского поддержан не будет, я буду накладывать вето на любое решение любых экспертных советов Минкультуры». В конце того же 2014 года в ходе встречи с читателями в петербургском книжном магазине «Буквоед» Мединский заявил, что не видит смысла в государственном финансировании документальных фильмов тех, кто снимает кино по принципу «Рашка-говняшка». Незатейливый лексикон «главного по культуре» обескуражил многих творческих деятелей. В начале 2015 года Мединский умудрился критически высказаться по поводу фильма Андрея Звягинцева «Левиафан», получившего «Золотой Глобус» и номинацию на «Оскар». Министр не обратил внимания на успех фильма, но заявил, что «фильмы, которые оплевывают действующую власть, не должны финансироваться за счет налогоплательщиков».
А вот в 2017 году вопросы к Мединскому появились уже со стороны «патриотической общественности», так как министр выступил в защиту права на творческую позицию режиссера Алексея Учителя, снявшего фильм «Матильда». Предъявляют претензии «патриоты» Мединскому и за госфинансирование проектов того же Серебренникова, позволяющего себе фрондировать по поводу политики власти.
Наконец, еще один важный скандал, связанный с Мединским, — это его докторская диссертация. Проект «Диссернет» добивался того, чтобы диссертация была признана антинаучной, а Мединский был лишен ученой степени. Однако этого сделать не удалось, хотя даже Экспертный совет ВАК выступил за такое решение.
Информационная война вокруг Минкульта идет и в модных в этом политическом сезоне анонимных Телеграм-каналах.
Телеграм-канал «Закулиска» пишет о претензиях, накопившихся к Мединскому. Вкратце они выглядят так: лоббизм интересов Никиты Михалкова, уголовные дела против окружения (в том числе замминистра Григория Пирумова, задержанного по делу о хищениях на работах по реставрации объектов культуры), непрозрачность в сфере выделения грантов, часть из которых тратится на создание продукции откровенно мусорного качества, деятельность Российского военно-исторического общества по заставке общественных пространств памятниками спорного качества и т. п.
Анонимным оппонентом «Закулиски» выступает канал «Культурофобия», в котором, к примеру, утверждалось, что замешанный в коррупционных схемах заммниистра Пирумов никогда не был человеком Мединского и был ему просто навязан извне.
Если не Мединский, то кто?
Самой влиятельной фигурой в сфере культуры в России уже много лет является режиссер Никита Михалков, и Владимир Мединский — его креатура, сходятся во мнении все инсайдеры. Даже если Мединский уйдет, с высокой вероятностью на этот пост придет очередной «человек Михалкова», поэтому концептуальных изменений ожидать не стоит.
Кстати, фильм «Движение вверх», прокат которого выигрывает от переноса премьер иностранных фильмов, был снят именно студией «ТРИТЭ» Никиты Михалкова.
Собеседник, близкий к Минкульту, отмечает, что еще два года назад заговорили: на место Мединского претендуют советник президента по вопросам культуры Владимир Толстой, а также замминистра Александр Журавский, однако шансы сохранить пост у министра неплохие.
«Минкульт — не самое денежное ведомство по сравнению с другими, конечно, поэтому борьба идет без особого накала. В любом случае, если борьба начнется, всем участникам по российской традиции в итоге дадут хорошие места, даже если и не во главе ведомства», — говорит один из собседников издания.
Еще одним из претендентов на кресло главы Минкульта, причем как раз аффилированным с Михалковым, собеседники Znak.com называют депутата Госдумы Елену Ямпольскую.
Главная проблема противников Мединского — отсутствие договоренности на отставку с режиссером Никитой Михалковым, так как своего ставленника он будет защищать. Еще одной загвоздкой является постоянное давление на Мединского в публичном поле. Ведь президент Владимир Путин не любит принимать решений под таким давлением и часто, напротив, оставляет на своих постах спорные фигуры, чтобы не идти на поводу у общественности.
Собеседник Znak.com, близкий к Минкульту, говорит, что сама фигура потенциального министра культуры не имеет большого значения — важно, какой именно лоббистской группе удастся посадить в мае 2018 года в это кресло своего ставленника — Михалкову, администрации президента (в этом случае можно ожидать появления очередного «молодого технократа») или руководству Госдумы.
Если говорить об идеологической составляющей, то в культурном поле не первый год идет битва «либералов», выступающих в поддержку современного искусства вне зависимости от его спорности и наличия в перформансах политической составляющей, и «патриотов-государственников», считающих, что искусство должно быть как можно более классическим и нести в массы консервативную государственную идеологию. Можно еще отметить проект РОСИЗО, который курирует бывший телеведущий, экс-замминистра культуры, а ранее координатор «Молодой Гвардии Единой России» Иван Демидов. Его Фонд развития современного искусства держится особняком и делает выставки современных российских художников, держащихся вне политического контекста.
О битве идеологических концепций речи не идет, считает собеседник Znak.com, близкий к руководству Минкульта: «В современных реалиях вопрос о концепциях и идеологии не вполне корректный. Все понимают, что концепцию определит внешняя повестка — против кого выступят православные активисты? Против кого будут открыты новые уголовные дела? Как будут вести себя сами деятели культуры?»
Министр-абсорбер
Политолог, доцент Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман отмечает, что должность министра культуры сама по себе относится к классу «абсорберов», то есть тот, кто ее занимает, должен притягивать на себя общественный негатив и недовольство, абсорбируя его вокруг себя и расчищая атмосферу для более высоких начальников.
«Люди-раздражители нужны бюрократической системе. Они производят безвредные, но увлекательные новости и берут на себя функцию сбора негатива, который при этом не распространяется далее на более высокий уровень. Идет обсуждение новостных поводов уровня „сказал“, „выяснил“, „заявил“. Поэтому публичные скандалы такого рода не подрывают позиции главы ведомства. С другой стороны, министерство культуры — это серьезное ресурсное учреждение, распоряжающееся большими государственными деньгами. В качестве такового оно находится под перманентной атакой различных групп. Возникает дело Серебренникова, „дело реставраторов“, многие другие невидимые процессы. Это — часть большой борьбы за ресурсы Минкульта. Каждый такой коллективный протест — это элемент борьбы за эти ресурсы, инструмент воздействия, опробованный еще в советские времена. При этом никогда не знаешь, когда чаша весов перекосится и склонится в ту или иную сторону, а невидимые атаки подкосят положение того или иного начальника. Предвыборный период — „золотое время“ для таких атак, так как после выборов произойдет переформатирование состава и, возможно, структур правительства и будет возможность избавиться от ряда фигур. В такой период подобные атаки увеличивают свою ценность», — считает Шульман.
Глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что у Мединского есть шансы сохраниться в нынешней должности, так как критика, звучащая в его адрес, может быть истолкована как признак, что он делает все правильно: защищает отечественное кино, придерживается правильных идеологических позиций и т. д.
«В любом случае, даже если Мединский уйдет, то на его место придет человек, который будет занимать ту же нишу», — отмечает Минченко.
Политолог Андрей Колядин напоминает, что сохранение той или иной персоны на подобной должности — это личное волевое решение нескольких человек. И его может принять или Путин, или Дмитрий Медведев, который имеет все шансы сохранить пост премьер-министра в новом правительстве.
«В условиях, когда посты в правительстве являются элементом торговли между разными партиями, можно было бы составлять прогнозы, но в нынешней ситуации они невозможны», — резюмирует Колядин.
Топ