Уважаемые заказчики DDoS-атак! Рекомендуем Вам не тратить деньги и время впустую, так что если Вас что-то не устраивает на нашем сайте - значительно проще связаться с нами - [email protected]
Заказчики взлома сайта, мы можем бадаться с Вами вечно, но как Вы уже поняли, у нас нормально работают бекапы, а также мы и далее легко будем отлавливать и блокировать ваши запросы, поэтому также рекомендуем не тратить деньги и время впустую, а обратиться к нам на вышеуказанную почту.
Асуанский цветок: конфуз с авторством
Асуанский цветок: конфуз с авторством
Кто же является автором монумента на Асуанской плотине? Эрнст Неизвестный или Юрий Омельченко и Петр Павлов? Спустя более 40 лет мы заговорили о памятнике, известном в мире как «Асуанский цветок», но мало известном в нашей стране
“ Конфуз
«В московском Манеже, главном выставочном зале России, 5 января открылась выставка с многозначительным названием: «Эрнст Неизвестный. Возвращение в Манеж». Знаю скульптора Неизвестного давно и, конечно, помню, что в 1961 году здесь, в Манеже, была выставка отечественных художников, причём разных направлений, где Неизвестный выставил несколько бронзовых отливок своих небольших, но остро эпатажных скульптур. Выставку посетило руководство страны во главе с Первым секретарём ЦК КПСС Н.С. Хрущёвым. Некоторым нетрадиционным художникам тогда крепко перепало, в том числе и Неизвестному. Хрущёва возмутила нарочитость его работ, он назвал их деградацией искусства. Неизвестный, в отличие от остальных, осмелился возразить. Возникло подобие скандала, получившего громкое эхо», – начинает статью на странице газеты архитектор, академик Международной академии архитектуры (МААМ), лауреат международного конкурса, один из авторов проекта Монумента арабо-советской дружбы в Асуане Юрий ОМЕЛЬЧЕНКО.
«…Огромный зал, о котором мечтают многие наши прекрасные художники, увешан многочисленными фотографиями скульптора и его работ. На стенах и неожиданные картины — тоже в большом количестве. А вот подлинных скульптур немного: видимо, привезти их в Москву из Америки, где давно уже живёт маэстро, было непросто. Даже для организатора выставки Ф. Комарова, средней руки олигарха, разбогатевшего в России, как и другие ему подобные, «непосильно тяжким трудом».
Но вот, обойдя часть экспонатов, я вдруг как лбом об стену наткнулся на огромную (три метра шириной и шесть метров высотой!) цветную фотографию… моей собственной работы, которую мы вместе с П. Павловым закончили в 1975 году. Сперва авторское моё сердце честолюбиво встрепенулось, однако тут же и насторожилось: почему такая фотография — на этой выставке? Да ещё с табличкой: «Цветок лотоса», скульптор Э. Неизвестный».
Возмутился. В тот же день написал письмо Ф. Комарову. О том, что его, видимо, ввели в заблуждение, что по всем существующим документам авторами «Цветка лотоса», который официально называется , являются следующие лица: архитекторы Ю. Омельченко и П. Павлов, инженер Н. Малышев и скульптор Н. Вечканов. Нигде, ни в каких документах, Э. Неизвестный автором не значится, а потому не вправе он под своим именем выставлять работу, не имеющую к нему отношения. Вывод: надо поскорее убрать её из экспозиции, чтобы не позорить маэстро обвинением в хищении чужой интеллектуальной собственности.
Слева направо: Юрий Омельченко, архитектор, автор Монумента, Пётр Павлов, главный архитектор проекта, автор Монумента, Николай Малышев, главный инженер проекта
Однако же Ф. Комаров, видимо, уверенный в своей вседозволенности, снимать работу отказался. Хотя (на всякий случай?) рядом с этикеткой Неизвестного повесил табличку с именами настоящих авторов. Но выглядело это так, что они якобы просто помощники, исполнители замысла Неизвестного. Уму непостижимо! Однако факт…
ПОЧЕМУ ЖЕ всё-таки фотографии нашего монумента оказались на этой выставке? Какое касательство Неизвестный имел к данной работе?» – задается вопросом Омельченко.
Табличка с именами авторов монумента на Асуанской плотине
Фото из архива Ю.Омельченко
Документ, подтверждающий авторство и долю участия в проекте
Фото из архива Ю.Омельченко
Желая разобраться в ситуации, Агентство федеральных расследований обратилось к воспоминаниям авторов, их фото и некоторым официальным источникам. Но начать все же нужно с истории строительства плотины, в которой много интересных фактов, мало известных российскому современному читателю.
Из истории
«Великий Нил, давший начало одной из древнейших цивилизаций Земли… Его сток подвержен значительным колебаниям, несущим то засуху, то наводнение, и люди издревле пытались его регулировать. Самая древняя в мире плотина высотой 12 м и длиной 110 м была сооружена 5000 лет назад на Ниле, неподалеку от Каира», – писала в журнале «Техника молодежи» супруга одного из соавторов монумента Петра Павлова, Татьяна Павлова.
Публикуем историю полностью.
«В 1902 г. за дело взялись англичане, построили каменную плотину длиной 1900 м. Потом её дважды достраивали, довели длину до 2100 м, а высоту увеличили в пять раз – до 54 м, но так и не смогли решить проблему.
Египту была необходима плотина не просто большая, а громадная!
Через 47 веков после пирамиды Хеопса: современная техника
Сразу же по приходу к власти правительства Насера идею строительства такой плотины начали всесторонне прорабатывать в египетских организациях. Для международной экспертизы проекта был создан комитет, в который вошли наиболее известные учёные и практики. В декабре 1954 г. они подтвердили, что сооружение Высотной плотины допустимо со всех точек зрения.
Для такого грандиозного строительства был необходим иностранный заём. Получив отказ от Международного банка реконструкции и развития, Насер обратился к Советскому Союзу.
СССР дал необходимый кредит, советские организации взялись за проектирование плотины, гидроэлектростанции, линий электропередачи, электроподстанций и других сооружений Асуанского гидроэнергетического узла, их техническое оснащение, обучение персонала. Наш опыт в этой сфере был тогда самым передовым – не зря Высоцкий пел: «Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей»…
Тысячи советских специалистов были откомандированы в Арабскую Республику Египет (АРЕ), и множество египтян приехали в СССР для обучения в ВУЗах и прохождения практики на советских ГЭС.
Условия работы в Асуане были тяжелы. Температура воздуха – 45º в тени, ядовитые змеи, скорпионы… Непривычному человеку трудно было переносить хамсины – бури из мельчайших частичек песка, проникающих в любую щель.
Однако командировка в АРЕ считалась престижной, и не только потому, что позволяла подзаработать бедным гражданам богатой страны. Есть такая черта у нашего народа – нам нужно чувствовать причастность к великому делу. Подразумевалось, что Египет идёт к социализму, и наши симпатии были на его стороне. Со своей стороны, египтяне испытывали огромное уважение к советским специалистам и дружеские чувства к советскому народу – хотя руководство страны отвергало теорию классовой борьбы и сажало в тюрьмы своих противников-коммунистов…
Один из рельефов на внутренней поверхности пилонов – работа Н. Вечканова, сменившая прорисовки Э. Неизвестного
Кроме гражданских специалистов, в Египет были направлены и военные. Это не афишировалось, но было вполне обосновано,– глупо давать кредиты, посылать в такой неспокойный регион множество людей на строительство крупнейших объектов, не позаботившись об обеспечении их безопасности. Небо над Асуаном защищали лучшие советские лётчики.
Разработки инженеров одного из ведущих институтов Советского Союза – «Гидропроекта», – выполненные под руководством талантливого инженера Николая Александровича Малышева, позволили значительно удешевить проект и на год сократить сроки строительства. Египтяне были в восторге.
Мощность спроектированного гидроузла, названного «Садд-эль-Аали», составила 2,1 млн кВт. Плотина получилась действительно громадной. Её объём – более 17 пирамид Хеопса, общая длина 3600 м, ширина основания 980 м, высота 111 м. Её построили из специально отсортированных по размерам гранитных камней, пустоты между которыми заполнили песком. Водоупорное ядро из смеси глины и противофильтрационного замеса пронизывает всю толщину сооружения и уходит глубоко в коренные породы, подстилающие русло реки. Конструкция позволила «Садд-эль-Аали» без последствий перенести в 1981 г. землетрясение силой 6 баллов по шкале Рихтера.
Плотина полностью перекрыла старое русло Нила. В соответствии с проектом было создано искусственное водохранилище длиной 335 км, ёмкостью 157 млрд м3. Уже в 1964 г., вскоре после перекрытия Нила, плотина спасла Нижний Египет от катастрофического паводка, который был задержан в водохранилище, она надежно защитила его от наводнений и впредь. Запасы воды помогли Египту без потерь перенести страшную засуху в Африке в 80–90-е гг.
Высотная Асуанская плотина, несомненно, одно из величайших сооружений на планете. Лондонская «Таймс» назвала её «пластической операцией на лике Земли».
Великой плотине требовалось достойное художественное выражение.
В 1966 г. Правительство Египта выделило деньги для проведения международного конкурса на проект Монумента дружбы арабского и советского народов.
…Творческий конкурс – это всегда жизненный шанс для архитектора. А в те годы – особенно: архитектура была унижена, заклеймена любовью к излишествам, под которыми понимались красота фасадов и комфортность планировочных решений, она склонилась перед натиском типового строительства.
Архитекторы Пётр Павлов и Юрий Омельченко получили прекрасное классическое архитектурное образование, их манила возможность поработать в среде великого искусства Древнего Египта. Восхищение им позволило найти такой тонкий и вечный символ Египта, как цветок лотоса. Лотос растёт в воде, а вода для Египта – это жизнь. Как гласит арабская пословица, «аллах создал воду, а вода – всё самое прекрасное на свете».
Разрабатывать конкурсный проект приходилось в нерабочее время. А работа была большая – её результат занял 20 подрамников размерами 70х150 см.
Из воспоминаний заслуженного архитектора России П.П. Павлова:
«Мою квартиру превратили в мастерскую. Мебель в угол. Распорядок дня такой – работаем с 5 до 8 утра, затем идём на службу, а после работаем до полуночи и, конечно, сплошь все выходные дни. Спали по пять часов в сутки, и так в течение четырёх месяцев.
За месяц до сдачи проекта я пригласил скульптора Эрнста Неизвестного.
Мы предложили ему нарисовать барельефы для внутренних поверхностей пилонов Монумента. Было ему не до этого, он уезжал заканчивать барельефы монумента в Артеке. После моих звонков в Крым, за три дня до сдачи проекта Неизвестный прислал нам кальки рисунков с запиской: « Пётр! Сделал всё, что смог. Если не нужно, выброси. Если нужно – используй. Страшная запарка. Пятого открываю монумент. Желаю успеха. Твой Эрнст».
Эскиз Э. Неизвестного. Фото из архива Ю. Омельченко
Удалось что-то использовать, но рисовали на подрамниках барельефы мы сами. Юра с женой уговорили меня вписать Э. Неизвестного в авторский лист, и мы указали, что рисунки барельефов выполнены с участием Э. Неизвестного».
Надо сказать, что в дальнейшем работа со скульптором не сложилась. Барельефы на внутренних поверхностях пилонов при возведении Монумента были выполнены 20 арабскими резчиками по эскизам и под руководством скульптора Николая Вечканова.
Всего на конкурс было представлено 48 проектов, в том числе из Советского Союза – 36. Конкуренция была очень серьёзная. Тем весомее была победа. Международное жюри, среди членов которого были ведущие египетские архитекторы и советские авторы проекта плотины, единодушно присудило первую премию проекту Ю. Омельченко и П. Павлова с настенными барельефами скульптора Э. Неизвестного:
«…Проект обладает высокими художественными качествами, исполнен с большим профессиональным мастерством. Это крупное явление монументальной архитектуры подлинно международного класса и значения».
В большинстве работ, представленных на конкурс, Монумент был задуман традиционно – в виде двух пилонов, символизирующих дружбу и равноправное сотрудничество двух народов. В проекте Ю. Омельченко и П. Павлова идея другая.
Две дороги – пути двух народов – проложены в искусственном бассейне. Там, где они соединяются, из воды вырастает цветок – символ жизни, дружбы и борьбы. Грандиозный размер плотины, гидростанции, озера Насер, мощь Нила и безбрежность окружающей пустыни диктовали большой масштаб Монумента. В конкурсном варианте он имел высоту 90 м. В дальнейшем, из соображений экономии, по просьбе представителей АРЕ, высоту пришлось снизить до 76 м. Проект был подарен Советским Союзом Египту, а строительство Монумента выполняли местные фирмы на средства АРЕ.
Так выглядел проект П. Павлова и Ю. Омельченко, получивший 1 премию международного конкурса
Белый лотос, освещённый днём тропическим солнцем, ночью – множеством прожекторов, виден за десятки километров. Он служит маяком для судов, плывущих по водохранилищу из Судана, Эфиопии, из глубин Африки.
Инженерную и конструктивную части проекта выполнили специалисты «Гидропроекта» под руководством самого Н.А. Малышева – главного инженера института, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии, доктора технических наук.
Для воплощения архитектурных рабочих чертежей и ведения авторского надзора за строительством в 1970 г. Павлов и Омельченко были откомандированы на Асуанскую плотину. Не знали они тогда, что эта командировка растянется так надолго: для Юрия Омельченко – на три, а для Петра Павлова – почти на пять лет.
Когда они приехали, плотина ещё достраивалась, было много советских специалистов, в поселке «Сахара» работала библиотека, регулярно показывали кино, проводились вечера в клубе, приезжали с концертами артисты. Архитекторы имели возможность ездить по стране, осматривать памятники Древнего Египта. Они смогли наблюдать и уникальную операцию ЮНЕСКО по спасению храмов Абу-Симбела, перенос их из зоны затопления.
Но в целом обстановка была отнюдь не простой. Время строительства Монумента совпало со многими тяжёлыми событиями в жизни Египта.
Вскоре после приезда архитекторов в Асуан неожиданно умирает Президент Египта Гамаль Абдель Насер. Страна погрузилась в скорбь – его очень любили. Наши специалисты участвовали в траурном шествии с чёрными знаменами в Асуане. Во главе процессии шли почитаемые в Египте коптские сестры (христианские монахини), за ними – главы города, затем – советские специалисты, а потом все остальные. С одной стороны шествия неистовствовали доводящие себя до исступления мужчины, с другой – пронзительно улюлюкая, выли женщины.
Осталось позади 15 января 1971 г. – день торжественного открытия гидростанции и плотины. От СССР ленточку перерезал Председатель Президиума Верховного совета СССР Н.В. Подгорный.
А Монумент продолжал строиться.
Несмотря на наличие 100-метрового башенного крана, который использовался для установки опалубки, работы велись как в Древнем Египте – вручную. Подъём бетона на руках в круглых резиновых чашах, обтесывание мраморных и гранитных плит – всё делалось добросовестно, аккуратно и с любовью.
В 1972 г. Анвар Садат, ставший Президентом после смерти Насера, человек прозападной ориентации, положил конец сближению с Советским Союзом и потребовал вывода наших войск из Египта. Арабо-израильская война 1973 г. происходила уже без участия наших военных, в это время они покидали Египет. Прощаясь, почти над крышами поселка строителей пролетели лётчики. Уезжали, завершив свои участки работ, специалисты.
А Монумент продолжал строиться.
Окончательно он выглядел так. К дороге, идущей по гребню плотины, примыкала стоянка для автомобилей. Рядом предполагалось построить музей и кафе-ресторан для туристов. По дороге из плит красного асуанского гранита, через ковёр зелени и над водой 100-метрового бассейна, освещённого 320 прожекторами, посетители попадали внутрь Монумента. Здесь на внутренних поверхностях пилонов выполнена декоративно-скульптурная композиция, после осмотра которой можно на двух лифтах подняться на смотровую площадку в форме кольца, расположенную на высоте 46 м. Отсюда хорошо просматриваются просторы Сахары, гладь водохранилища, плотина, величественный Нил и силуэт Асуана вдали.
Отношения между правительствами продолжали портиться, но подготовка к торжественному открытию Монумента, намеченному на январь 1975 г., всё же велась. В декабре 1974-го приезжали корреспонденты советского телевидения, делали репортажи, брали интервью у авторов. Готовилось и арабское руководство. Ждали, что открывать Монумент приедет Л.И. Брежнев…
Не дождались. Отношения двух стран приобрели такой характер, что приезд Генерального секретаря стал невозможен. Авторы уехали из Египта, так и не открыв Монумент. Это печально само по себе, но повлекло и другие последствия: их самоотверженная работа никак не была отмечена в Советском Союзе. Нет открытия – нет объекта – за что награждать?
А Монумент остался.
Он уверенно занял место среди досто-примечательностей Египта. На египетских открытках его изображают рядом с древними храмами. Именно он стал символом Асуана и высотной плотины, этого грандиозного детища совместного творчества и труда двух таких далеких и оказавшихся неожиданно такими близкими народов». Так заканчивает статью Татьяна Павлова. Эскизы, фото и открытки из архива Петра ПАВЛОВА.
Авторство
Некоторые Интернет-ресурсы фотографию монумента с подписью: «Скульптор – Э. Неизвестный».
Интересно в связи с этим читать, например, материал, который на «Прозе.ру» опубликовал Михаил Качан:
«В 1968 году Неизвестный тайно участвовал в международном конкурсе проектов монумента на Асуанской плотине в Египте. Он победил и получил первую премию. По эскизам Эрнста Неизвестного проект осуществили архитекторы П. Павлов и Ю. Омельченко. В 1971 году На левом берегу реки, у западного основания плотины, был воздвигнут гигантский “Цветок Лотоса” – памятник в честь советско-арабской дружбы. Это самая большая скульптура в мире: пять лепестков лотоса взметнулись ввысь на 75 м, выше 15-этажного дома.
На центральном пилоне выбиты слова Президента Насера. Со смотровой площадки видны и Асуан, и плотина, и водохранилище.
Но вот, что говорит победитель конкурса в книге “Говорит Неизвестный” ( ):
“Я получил поздравление непосредственно из канцелярии Брежнева, из канцелярии Косыгина, и меня по личной дружбе поддерживал Семенов, который по дипломатическим соображениям считал, что если такой монумент делают советские (чихать, какие там оттенки стиля) — то это уже гигантская победа, ведь мог же выиграть американец или француз. Представляете, как они обрадовались! И они меня поддерживали, и в конце концов мы победили, я остался автором монумента, но все же среднее звено умудрилось не дать мне сделать рельефы, причем самыми простыми бюрократическими закрутками, процессуально. Пока шел спор о рельефах, инженерам было приказано рассчитать все по моей модели — и конструкцию, и материалы — и составить сметы — без учета рельефов. А когда согласились, наконец, на рельефы — то оказалось, что уже поздно, что это невозможно.”
Считается, что в силу интриг Э. Неизвестному .
В то же время архитектор проекта Юрий Омельченко :
«В 1967 году два молодых архитектора — Ю. Омельченко и П. Павлов делали конкурсный проект Монумента арабо-советской дружбы для Асуанской высотной плотины. Провидение одарило их хорошей идеей: сделать монумент в виде цветка с девизом «Новый расцвет древнего лотоса». В ходе работы над проектом этот «цветок» рядом с огромной — 3600 метров длиной и 100 метров высотой — плотиной вырос до 72-метровой высоты. При таких размерах внутри «цветка» образовалось пространство (около 30 м диаметром), куда могли войти люди.
Пробные эскизы делали скульптор Эрнст Неизвестный, художница Светлана Кузнецова, скульптор Николай Вечканов. Ближе всех к осуществлению задачи оказался эскиз Н. Вечканова. Эскиз С. Кузнецовой был красив, нежен, но с очень глубоко запрятанной идеологией, а эскиз Э. Неизвестного, наоборот, прямолинеен, брутален, груб и бесконечно далёк от ощущения счастья. Судя по всему, Неизвестный не смог перестроиться и уйти от своей обычной манеры».
«В разных газетных, журнальных и даже книжных изданиях авторство чужой работы постоянно приписывалось Неизвестному!
Видя это, мы попросили главного инженера Асуанской высотной плотины Николая Александровича Малышева, доктора технических наук, члена-корреспондента РАН, лауреата Государственной премии СССР, Героя Социалистического Труда, обратиться с письмом к секретарю Союза архитекторов и разъяснить ситуацию. Вот что говорилось в том письме:
«…Мне довелось возглавлять все проектные работы по плотине, включая Монумент арабо-советской дружбы. Проект этого сооружения был выполнен институтом «Гидропроект» в 1968—1969 годах по заказу Министерства Высотной плотины АРЕ. За основу был принят одобренный на международном конкурсе проект, разработанный архитекторами Омельченко Ю.В. и Павловым П.П. По просьбе Министерства Высотной плотины в целях экономии средств была снижена высота конкурсного проекта с 86 до 72 метров, а также исключены скульптурные работы на Монументе…
…Во всех перечисленных работах ни в России, ни в Египте Неизвестный Э.И. никакого участия не принимал и никаких своих эскизов в ходе работы никогда не предлагал. А поскольку в конкурсном проекте он был автором лишь эскиза рельефов, который затем не был использован, его заявление, что он автор Монумента в Асуане, до неприличия не соответствует действительности».
ДА, В ЕГИПТЕ никто никакого Неизвестного не знает, туда не достаёт «его» пресса. На каменных облицовках монумента сохраняются имена истинных создателей этого сооружения. Там каждый может прочитать:
«Архитекторы Ю. Омельченко, П. Павлов. Инженер Н. Малышев. Скульптор барельефов Н. Вечканов», заканчивает Юрий Омельченко статью в газете «Правда».
Wikimapia :
«Монумент Советско-египетской дружбе “Цветок лотоса” возведен в 1975 году в честь постройки Асуанской плотины.
Выполнен в виде цветка лотоса. Высота 76 м. Барельефная композиция более 700квм. Проект был подарен Советским Союзом Египту, а строительство Монумента выполняли местные фирмы на средства АРЕ.
Авторы монумента: архитекторы Петр Павлов и Юрий Омельченко, барельефы выполнены по эскизам и под руководством скульптора Николая Вечканова». И ни слова про Э. Неизвестного.
Проекту посвящен , где подробно изложена .
Образ пришел к Юрию Омельченко и Петру Павлову:
«Сидел и я за своей чертежной доской, левой рукой прикрыв глаза и подперев голову, чтоб не упала. А в правой руке держал карандаш, чтобы было видно — я тут работаю. Иногда, очнувшись, делал движения карандашом, ну, это я, значит, задумался, но двигаюсь, работаю; вверх-вниз, вверх-вниз — самое простое. Потом, проснувшись и отдохнувши, смотрю на этот карандашный след, а там такая вертикальная двояковыпуклая чечевичка, а, может, не чечевичка, а бутончик. Бутончик распускающегося цветка. А поскольку идеология и задачка в голове постоянно сидели, тут они и наложились на этот убогий бутончик. Цветок! В петлице плотины! Кругом вода, на воде цветок, в Египте это издревле лотос, во всех храмах, на капителях колонн. Плотина дает блага народу, древний лотос расцветает. Новый расцвет древнего лотоса. Так и явился этот образ», – пишет Юрий Омельченко.
«В ноябре 1967 года Жюри рассмотрело все представленные на конкурс проекты и присудило нам первую премию», – пишет Омельченко.
Сложную композицию скульптурных рельефов объединяет символ данного плотиной изобилия воды – гигантский всплеск воды ,подброшенной двумя руками на центральном пилоне (№3) напротив входа. Здесь также стилизованная гидроэлектростанция, гербы стран и слова вождей.
Ниспадающая на левый пилон (№2) вода даёт мощную электроэнергию и успехи промышленности.
На правом пилоне (№4) вода, орошая землю, обеспечивает успехи сельского хозяйства.
При выходе из Монумента два больших крыла символизируют взлёт культуры. На правом пилоне (№1) – образования и науки, на левом (№5) – литературы и искусства.
Автор барельефов на внутренней поверхности пилонов Монумента, скульптор Николай Вечканов
«Внутри Цветка-Монумента так же, как внутри каждого освещённого солнцем цветка
(где жужжит пчела) надо было создать такое же счастливое пространство», – . – Было понятно, что этому помогут художественные работы, традиционные в Египте скульптурные рельефы. Но задача оказалась непростой, нужен был художник с соответствующим потенциалом.
Когда кинорежиссер готовится снимать фильм, он подбирает подходящих для роли актёров и проверяет их пробными съёмками. Пробные эскизы для Монумента делали скульптор Николай Вечканов, художница Светлана Кузнецова, скульптор Эрнст Неизвестный».
Эскиз Николая Вечканова
Эскиз Светланы Кузнецовой
Эскиз Эрнста Неизвестного
Возвращаясь к выставке в Манеже. Интересно, что вопрос с авторством возник именно сейчас, спустя много лет. Имя Эрнста Неизвестного навсегда внесено по праву в страницы истории культуры нашей страны. Но почему тогда имена Омельченко, Павлова , Малышева и Вечканова не стоят в данном случае рядом? Вопрос ждет своего разъяснения и, вероятно, вскоре мы его узнаем.
***
Пока остается только вслед за Юрием Омельченко отметить, что «… странно, что у нас в стране об этом памятнике, который существует уже более 40 лет, знают теперь лишь очень немногие. В мае 2014 года Египет широко праздновал 50-летие перекрытия Нила. Были приглашены и живущие ныне российские участники строительства, а также единственный оставшийся в живых автор монумента. В редакции газеты «Аль-Ахрам», в Российско-Египетском университете, в Каирской опере, а затем в Асуане, возле монумента и у здешнего губернатора, прошли торжественные заседания с участием членов правительства. Вся пресса радостно и широко освещала эти события, вспоминая с благодарностью о помощи Советской России.
А в это время в России стояла на сей счёт полнейшая информационная тишина. Будто нас это и не касается вовсе, будто не было той всесторонней нашей помощи египетскому народу, будто не работали там при жаре 45 и более градусов тысячи наших людей, будто мы никак непричастны к созданию этого великого, мирового значения, сооружения!
Топ