Два кинорежиссера не поделили космос
В российском кино разразился скандал. Сразу две картины претендовали на премьерный показ ко Дню космонавтики. Киноленты «Время первых» Тимура Бекмамбетова и «Салют-7» Сергея Сельянова. Обе снимались при частичной поддержке Фонда кино. Выход фильмов на одну тему примерно в одно время мог привести к тому, что они отобрали бы друг у друга зрителей. А, значит, ухудшили бы возможные показатели своего проката. И чиновники испугались, что данные ими деньги окажутся неэффективно использованы.
Примирить стороны и уговорить из развести сроки показа – между двумя премьерами была всего неделя - не удалось. Решили обратиться к экспертам. Прокатное удостоверение на весну получила «Время первых». А премьера «Салют-7» запланирована только на осень, несмотря на то, что экспертный совет Фонда кино признал киноленту Сельянова более привлекательной.
Такое решение было принято после просмотра обеих лент экспертами Минкультуры, им специально для этого собранных. И, вероятно, подобранных. При Минкультуры есть собственный постоянно действующий экспертный совет по прокатным удостоверениям. Однако в данном случае, он почему-то скандальную ситуацию не рассматривал. Налицо явное подыгрывание Минкультуры ленте Бекмамбетова. А как еще это можно расценивать? Эксперты Фонда, которых все знают, высказывают свое мнение, а Минкультуры вместо собственного экспертного совета собирает неизвестно кого и принимает решение фактически кулуарно.
В производстве крупных российских кинопроектов кроме Фонда кино принимают участие частные инвесторы. Поневоле задаешься вопросом – а не был ли лично заинтересован министр культуры Владимир Мединский в том, чтобы в прокат первой вышла лента Бекмамбетова?
Чем раньше в прокат выйдет фильм, тем быстрее отобьются вложенные в него деньги. Самое важное искусство давно превратилось в бизнес, в котором, зачастую, искусство играет последнюю роль.
Роли в скандале исполняют
И Бекмамбетова, и Сельянов широко известны в мире кино. Только Бекмамбетов более известен как режиссер. Он снимает в Америке, является режиссером и продюсером нашумевших «дозоров», продолжения любимой многими поколениями «Иронии судьбы» и бесчисленных «елок». Хотя последний его фильм «Взломать блоггеров» получил самую низкую оценку зрителей за всю историю российского кино. «Время первых» - фильм о первом выходе человека в космос. Главную роль играет популярный актер России Евгений Миронов. Бюджет фильма не раскрывается. И уже это вызывает негативную реакцию.
Кстати, бюджет «Взломать блоггеров» 35 млн. руб., а собрано 7 млн. руб. Фильм провалился не только у зрителей, а оказался еще и провальным финансовым проектом. Теперь совершено понятно, почему Бекмамбетову срочно надо выходить в прокат с новой лентой. Денежки за «Время блоггеров» надо не только отбить, а еще, как можно быстрее, вернуть их инвесторам. И сделать это можно, заработав на запуске в прокат нового фильма. Конечно, при условии, что он окажется успешным. А это – не факт.
У Сергея Сельянова, как режиссера, всего 5 фильмов. Зато как продюсер он принимал участие в создании не менее популярных фильмов, чем Бекмамбетов – «Операция с Новым годом», «Особенности национальной рыбалки», «Жмурки», «Я не вернусь» и др. Достаточно сказать, что Сельянов продюсировал все фильмы покойного Алексея Балабанова, включая уже культового «Брата». А всего у Сельянова около 140 продюсированных им фильмов против менее 40 у Бекмамбетова. «Салют-7» - фильм об аварии на одноименной станции, которая произошла в 1985г. Бюджет фильма – 470 млн. руб., из которых треть дал Фонд кино.
Все знают, что сейчас в кинопроизводстве главный человек не режиссер, а продюсер. Именно он вкладывает в проект деньги, в том числе и чужие. И от успеха фильма зависит прибыль всех. И как продюсер, Сельянов, безусловно, успешнее Бекмамбетова. Таких провалов как «Взломать блоггеров» у Сельянова нет.
Главная роль в скандале у Мединского
Министр культуры почему-то решил, что главным продюсером должно выступать его ведомство. Еще в 2015г. Владимир Мединский добился переноса премьеры в России голливудского блокбастера «Мстители: Эра Альтрона», который мог составить конкуренцию российскому римейку «А зори здесь тихие…». Теперь Мединский присвоил себе роль вершителя судеб российского кино, так как отказ в выдаче прокатного удостоверения отечественному фильму произошел впервые. То есть Мединский создал прецедент. И роль продюсера всего российского кино ему может очень понравиться.
Подумаешь, что кто-то занимается кинобизнесом и вкладывает в него деньги. И как в любом бизнесе планирует их возврат, чтобы снова вложить в следующее кино. Проблемы продюсеров министра культуры не волнуют. Он сам себе и режиссер, и продюсер ситуации. А другие тысячи людей, занятых в кинобизнесе – режиссеры, актеры, операторы, сценаристы – становятся ее заложником. Вернее, заложником самого Мединского.
Хочу казню, хочу милую. Хочу выдам прокатное удостоверение, хочу не выдам. Или выдам тому, который заплатит мне больше? А потом разведу руками и скажу – ничего личного, только бизнес.
Кино – бизнес чиновников?
Люди, близкие к кинопроизводству рассказывают, что киночиновники и так давно кормятся за их счет. Попробуй получи государственные деньги на фильм, если не собираешься дать откат. И дают, потому как лучше хоть что-то получить, чем ничего. В кино давно идет не соревнование идей или оригинальных сценариев. В нем соревнуются только те, кто близок к чиновникам Минкультуры и Фонда кино. А их художественная ценность ленты давно не волнует. Им денег подавай!
Поэтому то и заполнили экраны кинопустышки или бездарные римейки типа «Человек с бульвара КапуциноК», Розыгрыш-2», «Служебный роман-2» и подобное. А ведь тех же «КапуциноК» снимала тот же режиссер, что и первый фильм – Алла Сурикова. Не стыдно ей за него? Хотя, чего стыдиться, зарабатывать то как-то надо. Пусть и собственным позором. Чиновники создали в кино ужасную ситуацию. Помахивая перед продюсерами деньгами, в предвкушении откатов они окончательно потеряли не только художественный вкус, но и всякий стыд. И такие люди работают в Минкультуры. И таким человеком является его министр – Владимир Мединский.
Теперь у него в руках финансовый инструмент – право выдачи прокатного удостоверения, без которого показ фильма не возможен. Вот это да! И как он раньше не догадался им воспользоваться? А теперь вот раз прокатило, и дальше все должно пойти как по маслу. Пока у нас такие министры культуры, о ней можно даже не вспоминать. Хотя, наверное, скоро и вспоминать не придется, потому как Мединский и иже с ним убьют ее напрочь.
Топ