"Киноапокалипсис сегодня" Владимира Мединского
Владимир Мединский решил кинуться на спасение отечественного кинопрома. Для этого он предлагает законопроект, который увеличит сбор с кинопрокатчиков за доступ к отечественному экрану. До нововведения эта сумма была 3500 руб., теперь она выросла до 5 миллионов. Для голливудских блокбастеров цена удостоверения будет ещё выше — если в прокате фильм собирает более 200-300 миллионов рублей, то кинопрокатчик будет обязан выплатить ещё и процент с прибыли.
Такое решение, по мнению министра, позволит "зачистить" кинопрокат от низкокачественных зарубежных фильмов. Также законодательная инициатива привлечет дополнительное финансирование, которое пойдет на развитие отечественного кино. Под "удар" не попадут отечественные киноделы, издержки им компенсируют из Фонда кино. То есть, Фонд кино (куда и должны поступать эти самые 5 миллионов рублей) будет сам себе выплачивать этот сбор? Странно, что Михалков покинул организацию, не успев воспользоваться таким "подспорьем". Неужели метр отечественного кинематографа не договорился о "доле" с новых источников?
"Помилуют" также и фильмы, которые показывают на 100 сеансах одновременно. Казалось бы, чиновники прислушались к специалистам. Но они просили освободить от новой дани фильмы, которые выходят на 100 экранах. Чиновники же поменяли экраны на сеансы, и в результате получается, что такие ленты можно показывать в течение недели всего два раза в день только в семи кинотеатрах. Это что же у нас с такой частотой показывают? Так показывают записи концертов и спектаклей!
От кого зачистят кинотеатры?
Но, может быть, министр прав, может такие меры оздоровят отечественный прокат? Если посмотреть на 10 лучших кассовых сборов в 2016 году, то там среди мультфильмов "Зверополис" и "Тайная жизнь домашних животных" затесались такие шедевры кинопроката как "Дэдпул" и "Отряд самоубийц". Это такими эталонами киноискусства нас собирается кормить министр Мединский? К слову сказать, в ТОП-10 попали и отечественные картины "Викинг" и "Экипаж". Но отечественный кинематограф – это отдельный разговор.
Кстати касса нередко не отображает качество фильмов. За историю кино наберется немало примеров, которые при отрицательном отклике критиков и зрителей собрали хорошую кассу. В эпоху победившего маркетинга возможно все! Так кто же не пройдет через "имущественный ценз" Мединского? Специалисты отрасли посчитали, и получилось, чтобы иметь возможность расстаться с 5 миллионами, прокатчики должны заработать на картине минимум 20 миллионов рублей. Сопоставив данные по сборам из открытых источников, можно сосчитать, что такую сумму собрали меньше половины зарубежных картин, которые прокатывались в 2016 году. В этом году из 200 картин, которые вышли в прокат, эту планку с трудом осилили лишь половина.
При этом за боротом окажется в первую очередь авторское и фестивальное кино. Ни для кого не секрет, что ни Оскар, ни Каннская пальмовая ветвь не гарантируют сборов. Такие фильмы чаще всего не собирают больших касс, а продюсеры вкладываются в них ради имиджа, а не прибыли.
Прощайте, фильмы лауреаты! Мы будем вас пересматривать на DVD
"Так этим треклятым иностранным прокатчикам и надо!" – кричат сторонники закона, но этот закон ударит в первую очередь по отечественным прокатчикам. Летние блокбастеры от таких гигантов как Marvel, Sony XI век фокс и другие прокатывает по миру дочерняя компания и это им по силам. А вот неформатное кино прокатывают отечественные компании. Они берут на себя все финансовые расходы на промоушен картины, дубляж и договариваются с кинотеатрами. И все это они делают за свой счет! Смогут ли они найти "лишние" 5 000 000 рублей? Вряд ли.
И для тех, кто думает "отсидеться" в он-лайн кинотеатрах и других поставщиках легального видео контента. Прокатное удостоверение – это документ, который подтверждает право фильма или любого другого произведения показываться на территории России. Значит, без него на территории страны не может показывать ни один фильм, в том числе и выпускаться на DVD или в он-лайн кинотеатрах. Вот и получается, что если закон вступит в силу, то зарубежное авторское и фестивальное кино останется уделом пиратов.
О бедном фильме замолвите слово
Говорят, что этот закон поможет поднять отечественное кино на новую высоту. Честно говоря, в последнее время говорить про отечественный кинематограф – как-то почти не прилично, как отнимать конфету у ребенка или пинать лежачего. Среди "умного" кино царит звягенщина – это скорее повод для политических дискуссий на кухне, чем произведение киноискусства. Тут, конечно, стоит прислушиваться к мнению критиков, но, в основном, за пределами Садового кольца большинство зрителей встретили "Левиафана", мягко говоря, прохладно. А "Нелюбовь" оставила в недоумении зрителей и по эту сторону третьего транспортного.
Ждем новых отечественных супергероев: Женщину–борщ и Человека–ЖКХ?
Про отечественные блокбастеры можно рассуждать только в состоянии измененного состояния, как и смотреть. Фильмы с сюжетными дырами такого размера, что скорее напоминает бабушкино кружево, а не эпичное полотно. Заимствование и кальки с тех самых третьесортных зарубежных фильмов от которых хотят избавить отечественного зрителя. Чуть ли не по кадровое заимствование у старших, зарубежных товарищей! Все это уже ни раз вменялось в вину отечественным фильмоделам. Поможет ли дополнительное финансирование написанию оригинальных сценариев, режиссерским находкам, внятной актерской игре? Есть по этому поводу серьезные сомнения.
Что же получается, российского зрителя просто лишают качественного кино? Ради того, чтобы в очередной раз "попилить" киношные бюджеты? Кстати, как обмолвились специалисты, работающие в индустрии, отечественное кино снимается на 20-40% от бюджета! Если вы именитый режиссер, тот же Звягинцев – то пожалуйте 40%, ну а молодым "ноу неймам" хватит и 20%. Сильно сомневаюсь, что при такой системе дополнительное вливание денег что-то изменит.
Еще ходят слухи, что Министерство культуры может предусмотреть варианты освобождения от сборов "социально значимые" зарубежные фильмы. Вот только кто будет определять значимые ли они? Не превратиться ли это в инструмент цензуры? В каком бы варианте закон не был принят, большинство экспертов сходятся в одном – он нанесет непоправимый вред прокату в России. В таком виде, по мнению автора данного материала, закон выгоден исключительно Фонду кино и Министерству культуры.
Топ