Сумма порядка миллиарда
Работа Российского авторского общества (РАО) застопорилась — счета организации заблокированы из-за проверок по фактам хищений, передаетРБК слова члена авторского совета РАО, продюсера и композитора Игоря Матвиенко. По его словам, нынешняя «частная система выплаты вознаграждений не работает, а лишь приводит к междоусобным войнам». Кроме того, Матвиенко утверждает, что всех членов авторского совета вызывают в соответствующие органы давать показания, и дело сейчас передается в прокуратуру.
Свои заявления Матвиенко сделал на заседании Совета по культуре при председателе Госдумы Федерального собрания РФ 24 ноября. Расшифровка слов композитора есть на сайте Госдумы.
Когда композитор посмотрел документы, «у него волосы встали дыбом», цитирует агентство слова Матвиенко. «Я даже себе представить не мог, чтотакие суммы могут выводиться, там речь идет о сумме порядка 1 млрд руб. Ситуация критическая, авторы сейчас вообще не получают деньги, потому что счета РАО арестованы», — заявил композитор, предложив членам авторского совета создать рабочую группу, «в частности, по справедливому распределению авторского вознаграждения».
В самом РАО опровергают слова Игоря Матвиенко. «По состоянию на 24 ноября 2015 года организация функционирует в обычном режиме, банковские счета общества не заблокированы и не блокировались. Авторское вознаграждение собирается, распределяется и выплачивается правообладателям — физическим и юридическим лицам — в штатном режиме, без каких-либо перебоев», — заявили в РАО. Информация о «передаче дела в прокуратуру» является вымыслом, так же как и информация о «хищениях на миллиард», подобный факт компетентными органами не устанавливался, уверяют в РАО. В организации настаивают: «Распространенная информация подрывает деловую репутацию».
Проверка МВД — в отношении лиц, имеющих отношение к РАО, но пока ни о каких оперативных действиях в отношении деятельности общества речи не идет, сообщила пресс-секретарь РАО Марина Мурадова, не уточняя конкретных имен. Мурадова отказалась от дальнейших комментариев, пояснив, что комментировать это должны следственные органы, проводящие проверку.
Заместитель гендиректора РАО Артемий Карпычев отметил, что не понимает, откуда в СМИ появилась информация о высказывании Матвиенко. «Сейчас мы пытаемся установить, имело ли место само высказывание или слова были вырваны из контекста», — заявил он, отметив, что до самого Матвиенко ему и его коллегам дозвониться пока не удалось.
Несколько членов авторского совета РАО, в том числе хореограф Наталья Касаткина и композитор Александр Клевицкий (вице-президент авторского совета) отметили, что впервые слышат про арест счетов и «будут выяснять, что происходит».
В МВД и Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России также не смогли оперативно прокомментировать информацию о проверках.
Кражи через недвижимость
В конце августа сообщалось, что ГУЭБиПК начало проверку деятельности РАО, руководителем которого является Сергей Федотов, давний партнер режиссера и главы Союза кинематографистов Никиты Михалкова. Как следовало из документов, поступивших тогда от анонимного источника, органы проверяли «на предмет хищения средств авторского вознаграждения через приобретение и последующий вывод через подставные фирмы объектов недвижимости». Предположительный ущерб — около 0,5 млрд руб.
Как следовало из баз данных, в 2007–2011 годах РАО приобрело четыре объекта недвижимости общей площадью более 2 тыс. кв. м.: два расположены на Бутырском Валу, 68/70, стр. 1, 4, 5, одно — во 2-м Самотечном переулке, 4, и одно — на Шелепихинской наб., 8а. Потом эти четыре объекта были внесены в уставный капитал ЗАО «Сервисно-эксплуатационная компания» (ЗАО «СЭК»), которое учредило РАО. СЭК, в свою очередь, учредила три компании (УК «Медиа М», «Музыкальный Олимп», «Медиа менеджмент»), внеся в уставный капитал каждой по одному объекту — два с Бутырского Вала и один из Самотечного переулка. А потом эти помещения достались третьим лицам (компаниям «Сибирь-лизинг» и «Росавтотранс» и Эвелине Николаевне Оськиной). Вся эта информация подтверждалась тогда базами данных, Росреестром и ЕГРЮЛ.
Представитель РАО тогда подтверждал факт проверки, но отрицал недобросовестность действий. По его словам, СЭК была учреждена в соответствии с решением авторского совета РАО (главный руководящий орган общества, состоящий из 20 человек) для управления объектами недвижимости и осуществления коммерческой деятельности. По поводу этого решения полиция проводила проверку, была опрошена часть членов авторского совета, большинство из которых подтвердили принятое советом решение. В связи с экономическим кризисом и ростом стоимости содержания помещений, переданных в управление СЭК, было принято решение «об их реализации и вложении вырученных средств в активы, которые позволят более эффективно обеспечить деятельность РАО», заключал представитель РАО. В какие именно активы, собеседник из РАО не уточнял.
Члены авторского совета РАО в разговоре с журналистами летом подтверждали факт проверок и рассказывали о том, что их вызывали в МВД. В частности, вице-президент совета РАО, поэт и драматург Николай Денисов утверждал, что на организацию «наехали люди, которые хотят нас ликвидировать».
Что такое РАО
Общероссийская общественная организация «Российское авторское общество» (РАО) — негосударственная некоммерческая организация, которая собирает в пользу авторов (композиторов и поэтов-песенников) отчисления с телеканалов, радиостанций, кафе и любых общественных заведений, где звучат музыкальные произведения. В 2008 году общество получило соответствующую государственную аккредитацию, в 2013 году ее продлили на 10 лет. Как отмечается на сайте РАО, общество создано «авторами и иными правообладателями».
В июне стало известно, что курировать сборы отчислений в пользу правообладателей на рынке готовится новая общественная структура: крупнейшие авторские общества — Российский союз правообладателей (РСП), Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) — объявили о слиянии. Новая структура получит название «Профсоюз деятелей культуры «Российское авторское общество». Все три организации в 2013 году собрали почти 10 млрд руб.
Все три организации и так фактически управлялись одной командой. Гендиректор РАО Сергей Федотов занимал аналогичную должность в РСП, а его первый заместитель в РСП Андрей Кричевский возглавлял ВОИС, являлся заместителем председателя совета директоров РАО и гендиректором фирмы «Мелодия». В августе Кричевский покинул РАО, но остался главой ВОИС.
Одним из учредителей РСП является Союз кинематографистов Никиты Михалкова. Объединение трех организаций должно усилить позиции союза: уже известно, что Михалков войдет в совет нового объединения на рынке авторских прав. Как рассказал представитель РАО, новая организация уже создана: в соответствии с ее уставом были сформированы органы управления и избран генеральный директор — им стал Федотов.
****
Болванки Бесогона под покровительством Минсвязи
Российский союз правообладателей Никиты Михалкова – единственная организация, которая и дальше вправе собирать деньги в пользу всех авторов музыки, полагает Минкомсвязи. Ведомство Николая Никифорова внесло соответствующие поправки в собственный законопроект по реформе системы коллективного управления правами, следует из текста обновленного документа. Первоначальный проект поправок в Гражданский кодекс (ГК) был выставлен министерством на общественное обсуждение еще в августе. Затем документ был доработан участниками рабочей группы экспертного совета при правительстве, говорит куратор этой группы Ирина Левова.
Изначально Минкомсвязи предложило полностью отменить в России бездоговорное коллективное управление авторскими и смежными правами на музыку. Действующая система непрозрачна и к ней много претензий у правообладателей, говорил ранее замминистра связи Алексей Волин. По действующему ГК организации по коллективному управлению после получения госаккредитации представляют интересы всех авторов – как российских, так и зарубежных – независимо от того, заключен с ними письменный договор или нет. По мнению Волина, будет лучше, если автор сам станет договариваться с организацией по коллективному управлению и обсуждать условия.
В новой версии проекта Минкомсвязи частично изменило свою позицию и согласилось с тем, что при сборе вознаграждения за воспроизведениефонограмм в личных целях можно работать и без прямых договоров с авторами. Речь идет о так называемом налоге на болванки, который сейчас собирает Российский союз правообладателей (РСП, его совет возглавляет режиссер Никита Михалков). По своей сути эта сфера максимально близка к фискальному сбору, в ней будет сложно сосуществовать нескольким обществам по коллективному управлению правами, объясняет замдиректора департамента государственной политики в области средств массовой информации Минкомсвязи Арсений Недяк. Для этой сферы чиновники предложили оставить госаккредитацию, а для остальных – отменить.
Кроме РСП в России работают еще два крупнейших общества по коллективному управлению правами с госаккредитацией – Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация по интеллектуальной собственности (ВОИС). Они собирают деньги в пользу авторов и исполнителей за использование их произведений на радио, в ТВ-эфире, кинофильмах, в публичных местах и т. п. К работе этих организаций было много претензий как у авторов музыки и песен, так и у чиновников. Летом президент Владимир Путин поручил правительству сделать работу таких обществ более прозрачной: в частности, они должны проходить независимый аудит, за их работой должен присматривать специальный наблюдательный совет.
Только благодаря госаккредитации в России удалось наладить сбор вознаграждения владельцам смежных прав, указывает заместитель гендиректора РАО Артемий Карпычев. А если аккредитация отменяется, то у государства нет оснований так сильно вмешиваться в деятельность авторских организаций, так что проект Минкомсвязи нелогичен, замечает он.
Новая версия проекта Минкомсвязи предлагает внести еще одно существенное изменение в работу авторских обществ. Их топ-менеджеры не должны будут занимать один и тот же руководящий пост больше четырех лет подряд. По истечении этого срока они не смогут быть переизбраны на этот пост еще четыре года. Кроме того, министерство предлагает сделать так, чтобы менеджеры авторских обществ не могли занимать руководящие должности сразу в нескольких организациях этого типа. Также они не смогут одновременно управлять авторским обществом и компанией, которая является владельцем авторских и смежных прав. По словам Недяка, это один из элементов повышения прозрачности уровня корпоративного управления в авторских обществах и в сфере коллективного управления в целом.
Это должно обеспечить ротацию руководства в авторских обществах и решить проблему конфликта интересов, когда, к примеру, административный работник, влияющий на распределение собранного вознаграждения, одновременно является собственником правообладателя, говорит директор Продюсерского центра Игоря Матвиенко Андрей Лукинов. К сожалению, не описан случай, когда само авторское общество является владельцем или совладельцем правообладателя, добавляет он.
Сейчас менеджеры авторских обществ зачастую занимают должности сразу в нескольких таких организациях. Так, гендиректор РАО Сергей Федотов одновременно занимает должность директора РСП, а директор ВОИС Андрей Кричевский – первый заместитель гендиректора РСП и возглавляет компанию-правообладателя фирму «Мелодия». Также в этих авторских обществах есть пересечения среди менеджеров среднего звена.
Введение ограничений на занятие должностей нарушает права правообладателей свободно выбирать тех, кто будет управлять их правами, считает Карпычев из РАО. Непонятно, почему руководители общественных объединений должны быть ограничены в правах, хотя при этом они даже не являются государственными служащими, удивляется он: кроме того, это не противоречит Трудовому кодексу и не совсем понятно, почему ГК вдруг начинает регламентировать вопросы трудового права.
Руководство организаций по коллективному управлению правами должно быть независимым, т. е. руководитель не может быть бенефициаром или собственником компании-правообладателя – этот принцип базируется на положениях Директивы Евросоюза о коллективном управлении правами, говорит Кричевский. Но совмещение должностей в нескольких таких организациях является обычной мировой практикой, утверждает он.
Источник: “Ведомости”, 23.11.2015