В настоящее время в театре нет директора, поскольку Анастасия Голубушла с поста в конце июля, проработав пять месяцев.
По информации столичного департамента культуры, театр является убыточным и ответственность за все решения, связанные с финансами, лежит на художественном руководителе «Гоголь-центра» Кирилле Серебренникове.
— Мы категорически отказываемся вмешиваться в дела театра, — подчеркнул глава департамента культуры Александр Кибовский. — Серебренников не только худрук. В данный момент он фактически исполняет обязанности директора и определяет, что такое хорошо, что такое плохо. Наше ведомство субсидиарной ответственности за траты подведомственных учреждений не несет. В марте в театре были проблемы с выплатой зарплаты, тогда же мы перевели им годовое финансирование целиком, хотя делается это в лучшем случае поквартально. Мы помогли театру, таким образом выполнив перед ним все обязательства. Больше денег у нас нет.
Кирилл Серебренников заявил, что письменно отказался исполнять обязанности директора, однако ответ из департамента культуры ему не пришел. По его словам, за последние четыре месяца дефицит бюджета театра удалось сократить почти вдвое.
— В течение пяти месяцев директор театра Анастасия Голуб продуктивно и успешно работала над тем, чтобы сократить плановый дефицит, — рассказал Кирилл Серебренников. — Была погашена текущая кредиторская задолженность, сокращены расходы, увеличены продажи билетов, на ряд спектаклей добавлено количество мест в зрительном зале, увеличены цены на билеты на некоторые спектакли, репертуар театра был сверстан таким образом, чтобы обеспечить максимальную загруженность сцены.
Последние крупные затраты театра связаны с подготовкой спектакля Кирилла Серебренникова «Кому на Руси жить хорошо», премьера которого состоится 15 сентября. На текущий момент театр заплатил около 600 тыс. рублей хореографу спектакля Антону Адасинскому, около 500 тыс. ушло на изготовление и поставку декораций. Еще 200 тыс. планируется потратить на покупку прав на фильм «#комунарусижитьхорошо», фрагменты которого будут демонстрироваться во время спектакля. Эта документальная картина была снята выпускником Серебренникова актером Александром Горчилиным во время репетиций спектакля «Кому на Руси жить хорошо» летом 2014 года.
По мнению экс-директора «Гоголь-центра» Алексея Малобродского, гонорар выплаченный хореографу Антону Адасинскому (создатель и руководитель театра DEREVO) — это неоправданно большая сумма.
— Это очень большие деньги, и если бы я принимал решение единолично, исходя из хозяйственных и экономических соображений, то эта сделка наверняка бы не состоялась. Кирилл Серебренников настаивал именно на участии Адасинского, мотивируя это уникальностью специалиста, — сказал Малобродский.
Серебренников, в свою очередь, отметил, что гонорар хореографа «вдвое ниже его обычной ставки».
— Я очень долго уговаривал его работать в нашем театре. И важно понимать, что эти деньги — не разовая выплата, а сумма, заплаченная Адасинскому за долгий репетиционный процесс, занявший целый год, — сказал худрук.
Однако при этом можно заметить крайнюю неравнозначность в оценке труда специалистов. Так, к примеру, за главную роль в спектакле «Двор» актеру Валерию Гаркалину выплачивалось около 10 тыс. рублей после каждого показа. Другую главную роль в исполнении Владимира Меньшова театр оценил в 11,5 тыс. рублей.
— Когда-то мне заплатили именно столько. Но сейчас я не сотрудничаю с этим театром и не хочу обсуждать, сколько мне там платили, — заявил Валерий Гаркалин.
По словам Кирилла Серебренникова, из-за того что в театре уже месяц нет директора, производство спектакля «Кому на Руси жить хорошо» затруднено.
— Спектакль был заявлен в госзадании на 2015 год, которое мы стремимся выполнить несмотря на тяжелую ситуацию в театре. На него была выделена сумма 2,9 млн рублей. Это целевые деньги, то есть театр не вправе потратить их ни на что, кроме как на этот спектакль, — заявил Серебренников.
Коллеги Серебренникова поддержали худрука и сочли, что даже в условиях долга театр должен работать, чтобы создать конкурентноспособный продукт, способный вытянуть «Гоголь-центр» из финансовой ямы.
— У нас многие театры — да что говорить, почти все — работают с большими задолженностями. Но это не является основанием для того, чтобы сворачивать свою деятельность, — сообщил директор Театра Маяковского Леонид Ошарин.
Помощник художественного руководителя по спецпроектам МХТ имени Чехова Павел Руднев счел, что департамент культуры должен пойти навстречу «Гоголь-центру», учитывая, что театр перевыполнял план.
— Важно помнить, что «Гоголь-центр» выдавал гораздо больше премьер, чем требовало госзадание. И, честно говоря, такого КПД нет в 95% театров Москвы, сказал он.
В свою очередь, экс-худрук Театра имени Гоголя Сергей Яшин, которого уволили, чтобы назначить Кирилла Серебренникова, отметил, что большое количество поставленных спектаклей не оправдывает долгов театра.
— Можно поставить не 25, а 100 спектаклей — и тут же отрапортовать в департамент культуры. Почему никто не смотрит на качество? Я считаю, что это был рейдерский захват с пустыми обещаниями о том, что «деньги дадут». Сегодняшние финансовые трудности театра — закономерный итог, — заяви Сергей Яшин.
Ранее сообщалось, что финансовые проблемы у «Гоголь-центра» возникли из-за конфликта между художественным руководителем Кириллом Серебренниковым и экс-директором Алексеем Малобродским. Худрук требовал от дирекции безоговорочно выполнять дорогостоящий постановочный план при недостатке финансирования. Театр выпускал до 12 премьер в год, что превышало госзадание в три раза, а деньги на создание внеплановых спектаклей не были компенсированы.
Евгения Коробкова