И ты, Сюткин?
Как известно, в четверг, 30 июня, Федотову предъявили обвинениев мошенничестве в особо крупном размере. Следствие полагает, что Федотов в 2012 году ввел в заблуждение авторский совет РАО относительно целей создания дочерней организации ЗАО «Сервисно-эксплуатационная компания» (СЭК), на баланс которой позже были переведены принадлежащие РАО объекты недвижимости и автомобили. В тот же день, 30 июня авторский совет РАО, в который входят 23 композитора, музыканта и артиста, включая Юрия Антонова, Игоря Матвиенко, Дмитрия Маликова, Валерия Сюткина, опубликовал заявление о том, что само РАО не лишено аккредитации, продолжает работу и ожидает от своих партнеров «исполнения договорных обязательств в полном объеме» (заявление подписали 16 членов совета). «Разные периоды были в истории организации, но никогда та искусственно созданная шумиха и грязь, которые последние годы выливаются в прессу, не омрачали ее существования», — говорит поэт и член авторского совета РАО Андрей Дементьев. Он считает, что вопрос об ответственности Федотова перед авторами должен решаться внутри организации, а не подогреваться изнутри «охотниками до чужих успехов».
Режиссер и президент совета Российского союза правообладателей(РСП; Федотов до конца 2015 года возглавлял и этот союз одновременно с РАО) Никита Михалков быстро открыстился от своего кума, подчеркнув, что сам он «никогда не работал» в РАО, не имел к нему «никакого отношения».
Как же вообще устроена работа РАО и его конкурентов?
Как это работает
В России с 2007 года действует так называемая система коллективного управления авторскими правами. Сейчас четыре организации имеют аккредитацию от Минкультуры, которая позволяет им собирать средства с пользователей музыки, текстов, программ и других объектов авторского права и распределять эти деньги между правообладателями.
Российское авторское общество, старейшая из организаций, отчисляет деньги авторам музыки и текстов. Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) распределяет средства между исполнителями и авторами фонограмм. Российский союз правообладателей (РСП) собирает так называемый налог на болванки — 1% от стоимости техники с производителей и импортеров за исполнение и копирование фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства (УПРАВИС) управляет правами в отношении изобразительного искусства и авторских рукописей.
По сборам РАО, членами которого являются более 27 тыс. авторов, значительно опережает РСП и ВОИС. По итогам 2015 года общество собрало около 4,5 млрд руб., из которых правообладателям перечислили 3,6 млрд руб., РСП в виде вознаграждений перевел 1,5 млрд руб. из полученных 2,2 млрд руб., ВОИС — около 0,8 млрд руб. из 1 млрд руб. Эти данные были приведены в ответе столичной прокуратуры на запрос депутата Госдумы Сергея Обухова, который в марте 2016-го просил от правоохранительных органов «добиться прозрачности расходования собираемых средств».
При этом у РСП был шанс вырваться вперед: в конце 2014 года руководившие им Федотов и Михалков предложили взимать «налог» со всех обладателей устройств, имеющих выход в интернет. Предполагалось, что собирать деньги будут операторы связи из расчета 25–30 руб. ежемесячно с каждого устройства, а взамен пользователь получал бы неограниченный доступ к контенту в Сети — видеозаписям, музыке, книгам, на который распространялось бы действие единой глобальной лицензии. Так в РСП предполагали решить разом и проблему пиратства в интернете, и проблему отчисления авторам, произведения которых распространяются онлайн.
Но «налог на интернет» встретил ожесточенное сопротивление со стороны участников рынка — и операторов, и чиновников Минкомсвязи, Минюста, Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службы (ФАС). В июне 2015-го администрация президента «похоронила» проект, признав его нецелесообразность.
Чужие тут не ходят
Выпускник экономического факультета Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), Сергей Федотов начинал карьеру в банке «Российский кредит». РАО он возглавил в 2004-м, этому предшествовали четыре года, когда он был гендиректором музыкального издательства при РАО.
«Для меня это [РАО] очень особая организация, потому что вся жизнь моей семьи и моя жизнь связаны с ней», — говорил он в интервью. Мать бизнесмена, Вера Федотова, «в рынке» с конца 1970-х; она прошла путь от начальника отдела до главного бухгалтера Всесоюзного агентства по авторским правам, преемником которого стало РАО. Сейчас Федотова формально является первым заместителем председателя совета директоров РАО, то есть заместителем своего сына. Несколько источников РБК, близких к разным обществам, часто указывали, что в отсутствие Федотова РАО, по сути, управляется его матерью.
Адвокат Веры Федотовой присутствовал на заседании суда, после которого главу РАО взяли под арест до середины августа, и заверил, что она пока не вызывалась на допрос.
В разные годы Федотов, по данным СПАРК, числился учредителем или совладельцем более 20 юрлиц, включая ООО «НАИС» (Национальное агентство интеллектуальной собственности), ООО «Голливуд репортер рус», ООО «Индепендэнд Паблишер Груп» (издательская деятельность) и ряда торговых компаний. Большинство фирм прекратили существование, только пять ООО имели выручку за 2013–2014 годы: суммарно она не превышала нескольких десятков миллионов рублей в год.
«Голливуд репортер рус» издает российскую версию американского журнала о мировой киноиндустрии The Hollywood Reporter (THR). В США THR выходит еженедельно, в России — раз в месяц, также есть одноименный сайт. Выручка ООО в 2014 году составила 38,7 млн руб. В 2012-м Федотов перестал числиться в собственниках фирмы, при этом владельцем 37% компании стала «Студия «Тритэ» Никиты Михалкова. Сам Федотов всегда отмечал, что не является госслужащим, поэтому может заниматься чем угодно и отчитываться не обязан.
Недолго “Мелодия” играла
С момента, как Федотов возглавил РАО, рынок управления авторскими правами начал кардинально меняться. Федотов стал инициатором создания ВОИС — организацию с момента появления в 2008 году возглавляетгендиректор ФГУП «Мелодия» Андрей Кричевский. В свою очередь РАО и ВОИС в 2010 году вместе с Союзом кинематографистов и рядом физлиц учредили РСП: президентом совета этого союза стал Михалков, а Федотов до конца 2015-го был гендиректором (потом его сменил Кричевский) .
В 2012 году в интервью Forbes Федотов признавал: конкуренция в сфере авторских прав «убивает саму идею управления правами». «Мы хотели построить некую естественную монополию <…>. И она уже по факту сейчас построена, потому что реально почти всеми организациями, которые имеют государственную аккредитацию в стране, управляю я и сложившаяся команда специалистов», — говорил Федотов.
В 2015-м РАО, РСП и ВОИС договорились об объединении в единую структуру — профсоюз деятелей культуры «Российское авторское общество» (ПДК «РАО») и даже подали необходимые документы в Минюст. Идею объединения обществ поддерживал министр культуры Владимир Мединский.
Как рассказывал в начале августа 2015-го представитель РАО, новая организация создана, сформированы органы управления и избран гендиректор — им стал Федотов. Но вместо создания новой структуры РАО просто подверглось переименованию: в ЕГРЮЛ запись о переименовании появилась 8 сентября, при этом глава ВОИС Кричевский получил право действовать от имени организации без доверенности. Как рассказывают источники, РАО сочло такую процедуру «захватом», и в ноябре организация подала иск к Минюсту, чтобы развернуть процедуру объединения.
Но против судебного решения спора выступил Михалков, рассказал собеседник, близкий к одному из обществ: режиссер призвал руководителей авторских обществ «не выносить сор из избы» и отозвать претензии. «В РАО начались сложности внутреннего характера, и менеджмент РАО увидел для себя некоторые затруднения. Было принято совместное решение процедуру объединения приостановить», — говорил Михалков.
Федотов после несостоявшегося объединения в декабре 2015 года покинул пост гендиректора РСП, уступив ее своему заместителю и главе ВОИС Кричевскому.
12 копеек для Резника
В 2015 году авторы, работающие с РАО, РСП и ВОИС, публично заговорили о том, что недовольны руководящим составом, деятельностью обществ и объемами сборов. К примеру, поэт-песенник Илья Резник изъял все права на свои произведения из управления РАО и написал письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву о том, что РАО «диктует кабальные условия и навязывает мизерные, унизительные тарифы». За свои произведения Резник в 2013 году получил от РАО 12 коп., говорилось в письме.
В ноябре группа российских продюсеров обратилась в РАО и ВОИС с предложением реформировать эти общества, писала газета «Ведомости»: под письмом стояли подписи представителей продюсеров Виктора Дробыша, Константина Меладзе, Игоря Матвиенко, Игоря Крутогои Максима Фадеева. Матвиенко позже заявил, что в обществах идет «междоусобная война», счета организаций «фактически заморожены», а авторы не получают отчисления. «Я даже себе представить не мог, что такие суммы могут выводиться, там речь идет о сумме порядка 1 млрд руб.», — утверждал композитор. Федотов предлагал относиться к этому выступлению «как к эмоциональному поступку».
Президент Владимир Путин в своем послании в августе 2015-го призвал правительство повысить уровень прозрачности в сфере управления правами; был обозначен и срок исполнения задачи — до 15 сентября, но в Госдуму так и не был внесен ни один законопроект.
Минкомсвязи предлагало вовсе отказаться от управления правами на бездоговорной основе, отменить госаккредитацию и тем самым создать конкуренцию среди авторских обществ (им пришлось бы бороться за правообладателей). При этом руководители авторских обществ не могли бы занимать посты более четырех лет подряд, руководить несколькими организациями одновременно и «иметь интересы в компаниях-правообладателях». То же РАО с 2012 года через дочерние структуры владеет 80% в одном из старейших российских звукозаписывающих лейблов — студии «Союз», следует из базы СПАРК.
В декабре 2015-го состоялась встреча представителей РСП и ВОИС с заместителем министра связи Алексеем Волиным: по итогам встречи они взяли курс «на изменения». Сотрудники РАО на встрече не присутствовали.
Бодался Мединский с Никифоровым
Инициативы Минкомсвязи сразу раскритиковало Минкультуры, отметив, что регулирование сферы авторских и смежных прав — забота именно этого министерства. В Минкультуры возразили против перехода на договорную основу управления правами, а взамен предложили создать специальную информационную систему с реестром правообладателей и произведений и с «личным кабинетом», через который можно будет отслеживать начисление вознаграждений.
Но в будущем полномочия Минкультуры в области авторских прав могут перейти к Роспатенту: в конце июля 2015-го первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил создать на базе службы единого регулятора в сфере интеллектуальной собственности, его главой назначен бывший замминистра культуры Григорий Ивлиев.
Представители министерства и Роспатента объясняли, что процесс передачи полномочий займет какое-то время. Между тем из мартовского письма администрации президента в аппарат правительства (копия есть у РБК) следовало, что реформа рынка «преждевременна».
В начале июня 2016 года правительственная комиссия по административной реформе подтвердила необходимость создания на базе Роспатента единого органа в сфере интеллектуальной собственности, сообщала пресс-служба Роспатента. Три члена авторского совета РАО рассказывали, что Федотова приглашали «на высокий пост» в Роспатент. Представитель Роспатента сообщил, что ему неизвестно о подобном предложении.
****
РАО – жулики со стажем
Расследование в отношении Российского авторского общества началось в прошлом году. Федотова обвиняют в хищении имущества РАО: в 2007—2011 гг. общество приобрело четыре объекта недвижимости в Москве площадью 2 тыс. кв.м, затем они были переданы дочерней компании РАО «Сервисно-эксплуатационная компания» (ЗАО «СЭК»), а затем — четырем дочерним фирмам СЭК. Генеральный директор СЭК — член совета директоров РАО Светлана Темешова. В прошлом году компания получила 2,5 млн рублей чистой прибыли. Открытая информация есть только об одной дочерней компании СЭК — ЗАО «Медиа Менеджмент» с уставным капиталом 119 млн рублей. Ее основной вид деятельности — управление недвижимостью, а генеральный директор — Михаил Черешнев, он же руководит звукозаписывающей компанией ЗАО «Музофон».
Болваны и болванки
Расследование вели оперативники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России совместно с сотрудниками ФСБ. Ущерб от вывода имущества они оценивают в 500 млн рублей. Иван Ким, советник генерального директора РАО по связям с общественностью, сообщил «Новой», что три из четырех помещений уже проданы, деньги получили «внучки» РАО. Он утверждает, что руководство РАО все делало законно.
«Это помещения в бизнес-центре Baker Plaza на Бутырском Валу и отдельно стоящее здание на Шелепихинской набережной, — объясняет Ким. — Они покупались РАО, но так как РАО не может вести коммерческую деятельность по уставу, они были переданы в СЭК, чтобы она занималась коммерческой деятельностью, сдавала их в аренду. Затем они поступили дочерним обществам СЭК — их уже СЭК создавала, и каждой организации передавала в уставной капитал по одному помещению. Потом три помещения были проданы: был кризис 2012 года, просел рынок недвижимости, они не сдавались, и содержать их было нерентабельно. СЭК занималась обслуживанием и эксплуатацией зданий. Дочерние компании СЭК — я, наверное, не смогу вам ответить, с какой целью они создавались, но не с целью выведения имущества. Мы уверены в невиновности нашего генерального директора».
Иван Ким признает, что иных доходов, кроме авторских отчислений, у РАО нет, поэтому недвижимость, по-видимому, приобреталась на них — возможно, это такие же нераспределенные авторские вознаграждения, как те, за которые на РАО подала в суд налоговая инспекция в 2012 году. Тогда Московский арбитражный суд постановил взыскать с общества 555 млн рублей: РАО не включило в свои доходы авторские вознаграждения, за которыми не обратились авторы, и не заплатило с них налог на прибыль. Дело в том, что чтобы получить вознаграждение, например, за исполнение своей песни в эфире, автор должен сам обратиться в РАО и заключить с ним договор, а делают это далеко не все, объясняет Николай Воронов, заместитель председателя «Пиратской партии». Но к тем, кто использует чужие произведения, РАО приходит само.
«Пиратская партия» внимательно наблюдала за деятельностью РАО. С 2009 по 2012 год они собрали 12 млрд рублей, а потратили около 10 — куда делись еще два миллиарда? — говорит Воронов. — Авторы могут не знать, что РАО собирает деньги за их произведения, они не обращаются в РАО, у них нет договора, и деньги оседают в самом обществе, никак не распределяются. В прошлом году были слухи, что арестовывали счета РАО, сами они это опровергали. А сейчас, видимо, нашли способ поймать генерального директора».
Согласно отчетам самого РАО, в 2014 году оно собрало более 4,5 млн авторских сборов, более трети которых — за использование музыки и песен. При этом авторам выплатили около 3,4 млн. В 2013 году собрали 4,4 млн отчислений, распределили 3,5 млн рублей. На расходы самого РАО по сбору денег ушло 856 тысяч, в 2013 году — около миллиона рублей.
У правообладателей, которые регулярно сотрудничают с РАО, тоже есть к нему претензии. Андрей Лукинов, директор «Продюсерского центра Игоря Матвиенко», говорит, что вызывало вопросы качество сбора денег и назначения величины сбора: «Не все концерты РАО «видело», был непонятен алгоритм начисления вознаграждения», — говорит Лукинов.
Впрочем, продюсер считает, что проблема здесь — в отсутствии общей согласованной практики: «После сбора денег и получения отчета от пользователей, детализирующего, что именно использовалось, деньги распределяются пропорционально отчету. Грубо говоря, радиостанция заплатила за период 100 рублей, в этот период использовалось 100 произведений, одно произведение «стоит» 1 рубль. РАО удерживает свой процент на компенсацию работы по сбору, распределению и выплате и выплачивает правообладателю причитающееся ему вознаграждение. Если отчетов об используемых произведений нет (заплатила за озвучку какая-нибудь «шаурма»), то используется так называемое рейтинговое, или статистическое, распределение: вознаграждение распределяется на определенное количество топовых произведений. По такому способу распределения больше всего претензий не только к РАО, но и к ВОИС (Всероссийская организация интеллектуальной собственности), и РСП (Российский союз правообладателей), поскольку нормативных документов по критериям такого распределения не существует, организации их самостоятельно определяют».
Всероссийская организация интеллектуальной собственности взимает плату за использование фонограмм в пользу исполнителей и студий звукозаписи. Российский союз правообладателей во главе с Никитой Михалковым (президент Совета РСП) собирает своеобразный акциз с продаж чистых дисков, получивший название «налог с болванок», — в качестве сборов за индивидуальное, не коммерческое, прослушивание песен и просмотр фильмов. РАО, ВОИС и РСП связаны между собой: Сергей Федотов до декабря 2015 года был гендиректором РСП, а его бывший заместитель Андрей Кричевский сейчас руководит и РСП, и ВОИС. В 2015 году была попытка объединить все три организации, но пока они функционируют отдельно.
Ловкость рук, и никакого мошенничества
В 2009 году Российское авторское общество отсудило 457 тысяч рублей у ООО «Юг-Арт», организовавшего гастроли британской группы Deep Purple в Ростове-на-Дону, — фактически за исполнение группой собственных песен.
В том же году РАО выдвинуло претензии к Российской футбольной премьер-лиге за использование «Футбольного марша» Матвея Блантера — произведение традиционно звучит в начале матчей. При этом наследница композитора Татьяна Бродская публично заявила, что не имеет на музыку деда, написанную в 1938 году, никаких претензий.
В 2010 году РАО судилось с кинотеатром «Каро» в Каменске-Уральском за права на использование оригинальных саундтреков во время показов фильмов «Аватар», «Шерлок Холмс», «Книга Илая» и «Черная молния». В итоге областная прокуратура признала действия РАО незаконными.
В 2011 году общество предъявило претензии к Московской, Екатеринбургской и Нижнетагильской филармониям за исполнение классической музыки.