Сердюковскую мошенницу выпустили на волю
Об этом сообщила пресс-секретарь суда Нина Юркова.
Суд признал Сметанову виновной в мошенничестве в особо крупном размере и коммерческом подкупе. Также ей назначен испытательный срок на пять лет, в течение которого она должна отмечаться в специализированных органах.
Дело было рассмотрено в среду, 20 апреля, в особом порядке.
Дело в отношении Сметановой слушалось в закрытом режиме. Более того,судебные приставы и руководство Пресненского суда делали все, чтобы процесс над бывшей главой «Эксперта» прошел незаметно.
В канцелярии суда не предоставляли информацию о начале и стадии процесса, а во время звонков в пресс-службу журналистам отвечали, что «дата начала судебного заседания еще не назначена». Так продолжалось вплоть до оглашения приговора, который стал завершением серии громких расследований, получивших условное название «дело «Оборонсервиса».
Бывшие подруги
Сметанова была первой задержана по «делу «Оборонсервиса» в октябре 2012 года. Через месяц после ареста она заключила сделку со следствием и дала признательные показания, после которых была задержана Евгения Васильева — в прошлом руководитель департамента имущественных отношений Минобороны.
Бывшая чиновница по решению суда сразу оказалась под домашним арестом в своей квартире в Молочном переулке в Москве. Сметановой изменили меру пресечения на подписку о невыезде только в феврале 2013 года.
В суде над Васильевой Сметанова выступила в качестве главного свидетеля. Она рассказывала, что в апреле 2011 года она приехала в Москву из Санкт-Петербурга по приглашению своей подруги Васильевой. До этого она работала юристом в разных фирмах.
По ее словам, Васильева представила ее лично министру обороны Анатолию Сердюкову и поручила создать и возглавить компанию, которая занималась бы сопровождением сделок с недвижимостью. Так была создана компания «Центр правовой поддержики «Эксперт», рассказывала Сметанова. Она утверждала, что ее зарплата в компании тогда составляла 300 тыс. руб. в месяц, а весь доход (агентское вознаграждение в размере 5% от сумм сделок) накапливался на счетах компании.
Когда на счетах накопилась внушительная сумма, Васильева, по словам Сметановой, поручила ей создать еще одну компанию. Новая фирма должна была уже сама выступить одним из покупателей объектов Минобороны. Так была учреждена вторая компания — ООО «ВитаПроджект», утверждала Сметанова.
Согласно обвинительному заключению, эта фирма выступала покупателем двух зданий по заниженной стоимости — на Арбате и Большой Серпуховской улице, а также около 70% акций «31 ГПИСС». Впоследствии эти объекты были возвращены государству.
Эпизод о коммерческом подкупе был связан с тем, что Сметанова получала "откаты" от бизнесменов за возможность купить дешёвые активы Минобороны в виде дорогих турпутёвок в Израиль и Чехию на 500 тыс. рублей, а также планшетов iPad.
Именно Сметанова считалась слабым звеном в группировке расхитителей активов Минобороны, главарём которой была её подруга по институту Евгения Васильева. Сметанову и ее мужа, бывшего гендиректора Окружного материального склада Московского округа ВВС Максима Закутайло, арестовали 1 ноября 2012 года. В Петербурге у супругов остались дома двое малолетних детей под присмотром пожилой матери Сметановой. На неформальном семейном совете с участием адвокатов супруги договорились, что Сметанова признает себя виновной и сдаст других, чтобы выйти на свободу к детям, а её муж отправится сидеть вместе со всеми. Так и получилось. Сметанова заключила сделку со следствием и, как ценный свидетель, попала под госзащиту — всё это время её прятали в одном из секретных санаториев в Подмосковье. [...]
Изначально в деле Сметановой были все эпизоды хищений активов Минобороны, как и у Евгении Васильевой, с общим ущербом в более чем 3 млрд рублей. Самые крупные были связаны с продажей акций столичного ОАО "31-й ГПИСС", земельного участка в посёлке Пересыпь Темрюкского района Краснодарского края, помещения магазина № 29 ОАО "Мосвоенторг" на Арбате.
Пока Сметанову прятали под госзащитой, в деле произошли важные изменения: незадолго до приговора по делу "Оборонсервиса" государство в лице Минобороны России, а также холдинги ОАО "Оборонсервис" и ОАО "Оборонстрой" полностью отказались от всех претензий к подсудимым, в том числе и к ней. Из дела "ушли" некоторые эпизоды, например об участке земли в посёлке Пересыпь.
Бывшие потерпевшие сочли, что обвиняемые возместили причиненный ущерб в 2,2 млрд рублей. То, что эта сумма оказалась меньше, чем было в обвинительном заключении, связано с тем, что по некоторым эпизодам — например, ОАО "Военторг" и ОАО "31-й ГПИСС" — был заявлен двойной ущерб: от имени государства и от имени самих акционерных обществ.
Государство полностью сняло свои претензии, но заявленный ущерб от ОАО в деле остался. После приговора Пресненского суда окончательный ущерб по делу оценивался уже в 216 млн рублей, который в августе 2015 года за всех осуждённых полностью выплатил отец Васильевой — петербургский бизнесмен Николай Васильев. Получилось, что он расплатился и за Сметанову, которая сдала следствию и его дочь.
Судья Татьяна Васюченко, вынося приговор в мае 2015 года, посчитала недоказанной часть обвинения, касающуюся занижения стоимости оценки недвижимости. Из 12 эпизодов мошенничества она признана Васильеву виновной только в восьми. Почти все они касались незаконного получения агентских вознаграждений компанией ЦПП «Эксперт».
Большой срок
Приговор Сметановой — один из наиболее строгих в рамках «дела «Оборонсервиса». Самое строгое наказание — пять лет лишения свободы получила Васильева. Но под стражей она провела всего три месяца: ей зачли время пребывания под домашним арестом (2,5 года) и освободили условно-досрочно.
К четырем годам и трем месяцам лишения свободы была приговорена Лариса Егорина. Она возглавляла ОАО «Оборонстрой» и одобрила сделку по продаже «31 ГПИСС». Чуть меньше — четыре года колонии было назначено Юрию Грехневу, бывшему гендиректору ОАО «31 ГПИСС», акции и здание которого были проданы по заниженной стоимости с его одобрения.
Помощница Васильевой Динара Билялова, которая сменила Сметанову на посту руководителя ЦПП «Эксперт» (позже «Мира»), получила четыре года лишения свободы. Как и Сметанова, она заключила сделку со следствием и дала показания против Васильевой. Но ее дело было рассмотрено самым первым — в апреле 2014 года. Приговор по основному делу был вынесен только спустя год — в мае 2015 года.
Наказание в три года и десять месяцев отбывает Ирина Егорова, которую суд посчитал «черным бухгалтером» ЦПП «Эксперт»: по версии следствия, именно она отвечала за все финансовые операции компании.
Самое мягкое наказание — 3,5 года колонии суд назначил Максиму Закутайло, супругу Сметановой и бывшему экс-руководителю «Окружного материального склада Московского округа». Он был признан виновным в растрате 400 млн руб.
Расследование по так называемому "делу Оборонсервиса" продолжается, проверяется законность продажи ряда объектов Минобороны РФ, сообщил "Интерфаксу" в четверг знакомый с ситуацией источник.
"В рамках этого уголовного дела расследуется несколько эпизодов, связанных с реализацией непрофильных активов Минобороны, в том числе объектов недвижимости", — отметил собеседник агентства, подчеркнув, что "ни обвиняемых, ни подозреваемых по делу пока нет". [...]
Источник отметил также, что именно в связи с расследованием продажи имущества военного ведомства до сих пор не снят арест с имущества главной фигурантки "дела "Оборонсервиса" — экс-главы департамента имущественных отношений Минобороны РФ Евгении Васильевой.
"Наложенный ранее арест ее активов сохранен в качестве обеспечительной меры на случай, если будут выявлены новые факты нарушения закона в ходе продажи объектов Минобороны", — пояснил собеседник агентства.
Топ