Как «Татспиртпром» дошел до Татарского пролива
На фоне падающих объемов продаж легального алкоголя в России, в том числе у главных конкурентов «Татспиртпрома», компания отчиталась о росте выручки в полтора раза. Ради экспансии на рынке предприятие пожертвовало немалые средства, что привело к некоторому снижению прибыли. Зато бюджет получил от алкогольного холдинга максимальную за десятилетие сумму налогов — 21,9 млрд. рублей.
ЭКСПАНСИЯ В РОССИИ
В период засилья на прилавках контрафактного спиртного и падения легальных продаж ОАО «Татспиртпром» в 2015 году продемонстрировало бурный рост продаж и, как следствие, выручки. Компания опубликовала на днях свой годовой отчет за 2015 год, который, по сути, можно считать подведением итогов работы команды Ирека Миннахметова, назначенного на пост гендиректора в январе 2015-го. Из отчетности видно, на что новый топ-менеджмент сделал акцент: это экспансия в российские регионы, обновление продуктовой линейки, продолжение работы по контрактному розливу сторонних брендов.
Итак, начнем с основных показателей. Холдинг смог резко увеличить выручку на 47,5% с 7 млрд. рублей до 10,32 млрд., то есть почти наполовину. При этом надо учитывать, что выручка указана в ней без НДС и акциза, о гигантских выплатах по которому мы еще скажем ниже. Следом вверх потянулись и другие «индикаторы». Так, валовая прибыль компании увеличилась на 86% до 2,63 млрд. рублей, а операционная прибыль — в 1,75 раза до 1,77 миллиарда. Это с лихвой компенсировало такие «мелочи», как прибавившие в объеме банковские гарантии (в 2,5 раза до почти 150 млн. рублей) или процентные выплаты (плюс 40% до 365 миллионов). С таким объемом выручки при прочих равных мы, вероятно, стали бы свидетелями рекордной прибыли компании. Но чистая прибыль не только оказалась далека от исторических вершин, но и сократилась на 7,1% с 1 млрд. 153 млн. до 1 млрд. 005 млн. рублей. Все дело в том, что новая стратегия ТСП, дав рост выручки, потребовала и новых расходов.
В республике компании расти уже почти некуда, разве что вытеснять нелегальный сектор рынка. Впрочем, и на этом фоне ТСП утроил в прошлом году число магазинов своей фирменной сети «Арыш мае», дойдя почти до тысячи торговых точек. Напомним, что прежнее руководство компании в лице еще Рашита Шайхутдинова подвергалось жесткой критике за слабую работу по сбыту продукции в РФ, что в итоге стало одной из причин его отставки. Теперь же мы видим, что нынешний топ-менеджмент ТСП фактически переносит центр тяжести в регионы РФ. Отсюда, в частности, и серьезная ставка на бренды «Русская валюта», «Граф Ледофф» и т. д., не привязанные географически к Татарстану. И немалые коммерческие расходы, выросшие за год с 398 млн. до 857 млн. рублей.
В 2015 году ТСП впервые добился присутствия своей продукции во всех без исключения 85 регионах РФ, вплоть до берегов Татарского пролива — в минувшем году продажа водки из Татарстана шла и там. Следующим этапом в ТСП видят увеличение глубины продаж. Экспансия развивалась и через региональных представителей, и через федеральные сети — «Тандер» («Магнит»), X5 Retail Group, «Лента», «Дикси», сети алкомаркетов «Бристоль», «Красное и черное» и другие. Были выстроены отношения и с рядом региональных сетей — например, ТСП начал работать с «Монеткой», которая имеет 800 магазинов на Урале и в Западной Сибири. «Это потребовало существенных расходов на продвижение продукции: маркетинговые мероприятия, листинг в торговых сетях. По нашим планам они должны окупиться за 3 - 4 года», — рассказал «БИЗНЕС Online» Миннахметов. Но в ТСП говорят, что на размере прибыли сказались и другие факторы. «На прибыль компании повлияла экономическая ситуация в стране в целом и изменение валютных курсов, — прокомментировал Миннахметов. — Произошел рост себестоимости продукции в связи с тем, что ряд комплектующих, используемых при производстве, привязан к курсам евро и доллара. При этом цена товара практически не изменилась, что привело к уменьшению маржи». Кроме того, в ТСП отмечают, что компания понесла значительные расходы на создание новых перспективных продуктов: виски, вермута и рестайлинг ранее имевшихся в линейке.
Отметим, что руководство «Татспиртпрома» все же рассчитывало на больший размер прибыли. В частности, в декабре в ходе интернет-конференции в «БИЗНЕС Online» гендиректор компании заявлял о том, что по итогам 2015 года ожидает рост главного финпоказателя с 1,15 млрд. до 1,2 млрд. рублей. Впрочем, он и тогда не скрывал, что новая маркетинговая стратегия требует серьезных расходов: «Когда оборот растет, растут еще и вложения. Мы производим товар и отдаем его ретейлу, откуда деньги получаем в лучшем случае через 40 дней. Вход в сети стоит немалых денег, а продвижение товара в них — еще больше. Когда товар будет иметь своего клиента, инвестиции уже не будут нужны в таких больших объемах, и тогда мы сможем рассчитывать на удвоение прибыли».
КОГДА НАЛОГИ И СБОРЫ ВДВОЕ БОЛЬШЕ ВЫРУЧКИ
Один из пунктов, который бросается в глаза при чтении отчетности «Татспиртпрома», — выдающаяся, не побоимся этого слова, динамика оплаты труда. Если среднесписочная численность работников ТСП выросла на 5,8% до 1782 человек, то средняя зарплата работников — на 30,9% (!) до 39029 рублей. Для сравнения, инфляция составила лишь 12,9% годовых. В целом же новый уровень выше «температуры по больнице» на 36,4%: усредненный житель РТ получает 28,6 тыс. рублей в месяц. «Это потребовало значительного увеличения фонда заработной платы: он вырос на 231 миллион рублей», — прокомментировал статистику Миннахметов.
Другая «социальная нагрузка» — налоговые отчисления предприятия — прибавила 17% и достигла исторического максимума 21,94 млрд. рублей.
Сопоставимыми объемами отчислений в казну могут похвалиться редкие предприятия в РТ, а точнее единичные. К примеру, самый крупный плательщик — ПАО «Татнефть» — за прошлый год перечислил 263 млрд. рублей налогов и платежей в бюджеты всех уровней. А вот, к примеру, ТАИФ, впервые опередивший «Татнефть» по объему чистой прибыли, направил в бюджеты всех уровней лишь 63 млрд. рублей. Но следует учитывать, что выручка обеих групп значительно превышает обороты ТСП: у ТАИФа — 524 млрд. рублей, у «Татнефти» — 553 миллиарда. Зато у производителя алкоголя налоги и сборы превысили собственную выручку в 2,1 раза. Но здесь надо учитывать специфику уплаты налогов компаниями алкогольной отрасли: как сказано выше, основную долю платежей в бюджет составляет именно акциз на алкогольную продукцию.
ЕГАЛЬНЫЙ АЛКОГОЛЬ В КРИЗИС НЕ ПО КАРМАНУ?
Относительно благополучную картину развития главный алкохолдинг республики показывает на фоне падения производства и продаж крепкого спиртного, которое длится в России последнее десятилетие. Согласно данным Росстата, в 2015 году в стране произведено 63 927 тыс. дал водки, что составляет 96% к уровню 2014 года (66 586 тыс. дал). Снижение объемов производства коснулось всех крупнейших производителей водки, в том числе компаний «Синергия», «Русский алкоголь», «Башспирт».
Основная причина связана с сохраняющимися на высоком уровне акцизами и минимальной розничной ценой (МРЦ), а также ухудшающейся экономической ситуацией в РФ. Так, директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз основной причиной активизации производителей суррогата считает сравнительную недоступность легального алкоголя и падение реальных доходов граждан (на 6,3% за 2015 год — прим. ред.), особенно в сельской местности, где проживает около 40% населения.
Напомним, что в 2014 году минимальная розничная цена 0,5 литра водки составляла 220 рублей, а с 1 февраля 2015 года снизилась до 185 рублей. Однако, судя по дальнейшему падению официальных продаж, баланс не был найден. Несмотря на снижение МРЦ в прошлом году до 185 рублей за 0,5 л, ожидаемого роста объемов производства водки в целом по стране не произошло. Напротив, подушевая реализация водки и ликероводочных изделий сократилась на 0,6 л на человека до 7,1 литра. Можно было бы гордиться тем, что сограждане стали меньше пить, по крайней мере крепкого алкоголя, но, увы, речь идет лишь о «белом» учете заводского алкоголя, в то время как крупные объемы реализации проходили по «серым» каналам, порой представляя собой откровенный самопал. Однако государство не может или не хочет «подвинуться» по такому надежному источнику пополнения казны, как акциз на алкогольную продукцию. Тем более во времена, когда главный источник пополнения бюджета — цены на нефть — то и дело пересыхает до прожиточного минимума, если не ниже того.
Что касается натуральных объемов реализации водки и ликероводочных изделий, то Росстат обнародовал пока статистику лишь за 2014 год — 112,4 млн. декалитров, а данные за 2015 год были рассчитаны как произведение средней численности населения (146,406 млн. человек) на среднедушевое потребление (7,1 л), что обеспечивает 103,9 млн. декалитров. Таким образом, легальной водки, ликеров и прочих крепких напитков было продано на 7,6% меньше, чем годом ранее — 8,5 млн. декалитров. По словам замруководителя Госалкогольинспекции РТ Рустема Арсланова, нелегальный оборот алкогольной продукции в 2014-м и первой половине 2015-го годов по РФ составил примерно около 50% от общего, по РТ — около 20%. Стоит ли удивляться, что силовики в прошлом году плотно взялись за бутлегеров, а правительство предложило такой выход из патовой ситуации, как повсеместное внедрение вызывающей споры системы ЕГАИС в торговле?
Удивительно, но тенденция к падению продаж оказалась общей для всех крупных игроков, за исключением «Татспиртпрома». Напомним, что по итогам 2015 года холдинг завоевал корону российского водочного короля, обойдя «Русский Стандарт» Рустама Тарико. ТСП произвел 8587 тыс. дал водки, или 124% к уровню 2014 года, и занял долю рынка в 13%. При этом «Синергия» разлила по бутылкам лишь 91% от объемов 2014-го, ограничившись 12-процентной долей. Выпуск горячительного у «Русского Стандарта» и вовсе просел на 74%, а от прежнего лидерства осталось лишь 11% рынка. Добавим, что прочие игроки значительно отстают от большой тройки — это «Омсквинпром» с 4,2 млн. дал годовой продукции и ОАО «Башспирт» с 2,4 млн. дал.
ОТ ДОНБАССА ДО ГЕРМАНИИ
Остается добавить, что с учетом всех видов алкогольной продукции, включая вино, шампанское, коньяк и прочие напитки, ТСП реализовал 9588 тыс. декалитров. Наибольший удельный вес в объеме отгрузок — 51% от общего объема, или 4911 тыс. дал — занимает собственный торговый дом «Татспиртпрома» (ООО «Алкоторг»). Еще 28%, или 2 696 тыс. дал, отправились на склады группы компаний «Русский Водочный Холдинг», 8%, или 794 тыс. дал, отгружено из ГК «Синергия». В этих случаях речь идет о контрактном розливе для этих компаний на мощностях ТСП. И, наконец, 1 187 тыс. дал, или 12%, — прочим клиентам.
Интересно, что отгрузки на экспорт утроились до 58 тыс. дал, хотя пока что занимают скромные 0,6% в общем объеме продаж. «Мы лезем везде, где это возможно!» — ранее так сформулировал экспортную стратегию Миннахметов. — Мы усилили свои позиции в Казахстане, присутствуем в Азербайджане, Грузии, Армении, Латвии, Абхазии, Донбассе. Зашли и на рынок стран дальнего зарубежья — Германии, Австрии, Китая. В Китае у нас неплохой потенциал, мы надеемся удвоить и даже утроить там продажи.
В текущем году ТСП планирует объемы продаж не ниже уровня 2015-го, сообщили в компании. От прогнозов по выручке и прибыли в «Татспиртпроме» пока воздерживаются.
Топ