Участки, киоски и МУПы: что Александр Груничев накопал в хозяйстве у Наиля Магдеева?
Создание МУПов на конкурентных рынках, бесплатная раздача участков под мороженое «Славица», а также аренда земли, продленная без аукциона, — все эти нарушения перечислены в пухлом отчете УФАС о комплексной проверке исполкома Челнов. Как власти города прошли экзамен, проанализировал «БИЗНЕС Online».
ИСПОЛКОМ ОТРАБАТЫВАЕТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ УФАС
Новую порцию предупреждений о нарушениях антимонопольного законодательства прислал УФАС России по РТ в челнинскую администрацию на этой неделе. Как и первые 7 документов, поступивших 23 мая, 6 свежих предупреждают руководство города о необходимости срочно — до конца июня — отменить договоры аренды муниципальных участков, в разное время пролонгированные без проведения торгов.
Решение стало следствием комплексной внеплановой проверки, проведенной в исполкоме Набережных Челнов в течение месяца с 21 марта по 20 апреля этого года. Проверка, напомним, была инициирована антимонопольной службой как реакция на систематический информационный прессинг администрации города, перипетии которого «БИЗНЕС Online» отслеживал в подробностях. Он объединял претензии прокуратуры к замруководителя исполкома Денису Щербе, открытые письма депутата Сергея Яковлева, публикацию данных о муниципальных благотворительных фондах, собирающих пожертвования с предпринимателей. Первым итогом изысканий УФАС стал акт на 45 листах, включающий в себя 8 претензионных пунктов. Некоторые из них отражают скорее присущий ведомству формализм, который сложно примерить на реальное взаимодействие бизнеса и власти.
Однако вторая часть требований УФАС указывает на фатальную ошибку исполкома Челнов, ставшую основой для масштабных преобразований в жизни города за последние два года, в частности, для создания муниципальных управляющих компаний. Как настаивают специалисты УФАС, муниципальные предприятия не могут создаваться для работы на конкурентных рынках, а следовательно, усилия по «национализации рынков», предпринятые под контролем сначала руководителя исполкома, а позже — мэра автограда Наиля Магдеева, возможно, придется переформатировать.
Исторически многие начинания и факты, по которым УФАС потребовал разъяснений исполкома, относятся к временам предшественника Магдеева, ныне вице-премьера РТ Василя Шайхразиева. Так, первым пунктом отчета УФАС идет список из 51 земельного участка, на которые были продлены договоры аренды без торгов и информационных сообщений. Большинство участков отдавалось по-свойски в течение 2013 года, многие — в 2014-м до прихода Магдеева. Однако 9 прецедентов продления договоров аренды датированы 2015 годом, когда нынешний мэр уже руководил челнинским исполкомом.
Некоторые из этих 9 фактов вызывают замешательство, как, например, земли ЗАО «Фон» — проблемного долевого застройщика, лишение которого участков погрузило бы строительство микрорайона «Яшьлек» еще глубже в пучину безнадежности. Также среди арендаторов 2015 года числится сеть автозаправок «Татнефтепродукт», аптека «Милфарм», холдинг «Тулпар», занятый перезагрузкой Автозаводского рынка в соответствии с обновившимся законодательством, и другие компании. УФАС в акте проверки отмечает, что на участках с продленной без аукциона арендой специалисты не обнаружили объектов недвижимости, однако у Регпалаты другие данные — на многих участках объекты есть. Благодаря этому претензии по договорам аренды частично уже сняты. По иным фактам УФАС, получив разъяснения исполкома, выслал предупреждения о разрыве договоров. Однако и тут у исполкома есть объяснения, о которых речь пойдет ниже.
«СЛАВИЦА» — ВЕСЕЛЫЙ МОРОЖЕНЩИК
Схожее нарушение усмотрел УФАС и в распространении по автограду киосков красноярской сети мороженого «Славица», с той лишь разницей, что конкретного регламента в этом случае закон не предлагает. Из 44 киосков «Славицы» 25 установлены на муниципальных землях, причем бесплатно. Насколько ясно из выводов УФАС, безвозмездное согласование земли на основе муниципальных актов не возбраняется, поскольку речь идет о сезонных нестационарных объектах. Местная администрация при желании сама устанавливает плату муниципальным актом. Однако антимонопольщики ставят в вину исполкому тот факт, что согласование «Славице» участков прошло опять же в неконкурентных условиях — другие предприниматели тоже не отказались бы от бесплатных участков для сезонной торговли. В Казани, напомним, места для нестационарной торговли разыгрываются по конкурсу, и это уже приносит свою копеечку в городской бюджет.
Стоит отметить, что при этом «Славица» оказалась одним из главных спонсоров муниципальных благотворительных фондов, отчет о финансовой деятельности которых исполком опубликовал в ответ на обвинения в обложении местного бизнеса данью. Красноярцы отдали на неформальные нужды города 5 млн. рублей, поэтому совершенно бесплатным размещение их киосков назвать было бы неверно.
Напомним, «Славица» пришла в город прошлой весной, открыв в Челнах производственный филиал фабрики мороженого на площади 1,3 тыс. кв. метров. Основным собственником фабрики является красноярец Олег Моисеев (46,5%), однако в Челнах базой для развития сети стали ресурсы местного производителя мороженого Марселя Шайдуллина — совладельца бренда «Два брата». Шайдуллин вошел в капитал фабрики с 20% и получил еще 20% в торговой компании «Славица». О размещении киосков красноярцы договорились с Магдеевым в июне 2015 года на антикризисном штабе, и дело у мороженщиков пошло лихо. Сегодня компания выпускает по 240 т мороженого в месяц, заявляет о запуске третьей линии и экспансии в Нижнекамск, Елабугу и Казань с намерением утроить выпуск продукции до 740 т в месяц.
За год работы «Славица» успела основательно засветить свой бренд не только на рынке города. Сначала производитель был встречен частью бизнес-сообщества в штыки: Магдееву приходилось отвечать на резонный вопрос, зачем Челнам красноярский конкурент местного производителя «Челны-Холод», да еще с такими преференциями по размещению. Мэр отвечал, что 80 рабочих мест не помешают (это только торговля, с производством подразумевается 290 рабочих мест и 310 млн. рублей инвестиций), а конкуренция оздоравливает экономику. В июле на Спасской ярмарке в Елабуге мороженое с удовольствием попробовал президент РТ Рустам Минниханов, в сентябре он повторил дегустацию в Челнах и публично предложил оценить продукт чете Когогиных, и претензии к варягам иссякли. Мощный пиар-рывок компания совершила уже в мае этого года, выпустив на челнинской фабрике эскимо «Обамка» с темнокожим мальчиком из мультфильма про остров «Чунга-Чанга» на обертке. Британское издание Times назвало столь неоднозначный ход «примером повседневного расизма в России», отечественные политики и правозащитники были вовлечены в жаркие споры о корректности названия, и от продаж в автограде пришлось отказаться. Однако вскоре выяснилось, что первую партию «Обамки» красноярцы увезли и выложили на прилавки родного города.
НА КОНКУРЕТНЫХ РЫНКАХ МУПАМ МЕСТА НЕТ?
Четыре пункта акта УФАС посвящены челнинским муниципальным компаниям. Прежде всего ведомство поставило вопрос о субсидировании МУПов в январе 2014 года. Тогда МУП ПАД получил от города на обслуживание дорог 90,5 млн. рублей, Горсвет — 70,5 млн. рублей на сети наружного освещения, «Челныкоммунхоз» — 335,7 тыс. рублей на содержание кладбищ, а Горзеленхоз — по сути, акционерное общество — 64 млн. рублей на озеленение. УФАС назвало субсидирование неэффективным расходованием бюджетных средств и сочло недопустимым, поскольку выполнение всех перечисленных услуг должно производиться на конкурсной основе.
Напомним, субсидии в 2014 году были мерой одноразовой, направленной на спасение социально значимых предприятий от банкротства, перспектива которого замаячила перед МУПами еще в 2013 году. В то время гендиректор ПАДа Азат Габдуллин пояснял «БИЗНЕС Online», что предприятие освоило предусмотренные бюджетом деньги на содержание дорог за первое полугодие, а дальше вынуждено было обслуживать город за свой счет. Взять кредит ПАД не мог, поскольку имуществом МУПа владеет город, а муниципалитет не мог разместить новый заказ, поскольку денег не было и в бюджете. Осенью работники ПАДа, оставшись без зарплаты, начали бунтовать, за что Габдуллин лишился своего места, а исполком принялся хаотично тасовать МУПы — именно тогда был создан МУП «Дорсервис» для передачи ему полномочий ПАДа и Горсвета, которые попадали под ликвидацию. В итоге все вернулось на круги своя, а долги перед МУПами закрыли банальными субсидиями, когда появились деньги. По существу фиксация этого факта УФАСом ни к каким последствиям не ведет — муниципалитет просто пожурили на будущее за неудачи прошлой администрации.
Однако само существование МУПов на рынках, доступных частному бизнесу, УФАС счел нарушением антимонопольного законодательства. В акте поясняется, что государственное или муниципальное предприятие может быть создано по ограниченному перечню оснований — например, для использования имущества, приватизация которого запрещена, для реализации товаров и услуг по минимальным ценам, для научных целей, связанных с безопасностью страны, для убыточных производств и тому подобного. На конкурентных же рынках МУПы имеют фору в виде муниципального имущества. По мнению УФАС, регламентированным целям не отвечают МУП «Горкоммунхоз», так как вывоз ТБО в городе коммерциализирован дальше некуда, как и рынок ритуальных услуг, а также «Дорсервис», когда-то ориентированный на строительство зданий, дорог и содержание уличного освещения, и три муниципальных управляющих компании. Ведомство считает, что МУПы следует распустить, а их имущество передать частникам.
«... создание МУП «УК Центральный», МУП «УК Комсомольский», МУП «УК Автозаводский» [...] противоречит нормам действующего законодательства, поскольку деятельность указанных предприятий не отвечает пункту 4 статьи 8 федерального закона от 14.11.2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». МУП(ы) [...] осуществляют деятельность на рынках, допускающих участие частных организаций с использованием муниципального имущества, которое может быть передано частным организациям».
К истории «Дорсервиса» добавим лишь, что сейчас это предприятие фактически не несет никаких функций и его ликвидации ничто не препятствует. Муниципальные УК, напротив, действуют, хотя и не завоевали той популярности, на которую рассчитывала администрация. В МУК «Центральный» от частников перешли 11 домов, в МУК «Комсомольский» — один дом, в МУК «Автозаводский» — 9 домов. МУП «Горкоммунхоз» был создан в апреле 2014 года при Шайхразиеве на базе «Челныкоммунхоза» — по сути, это была тривиальная перерегистрация предприятия с 14-летней историей. Над ЧКХ в то время навис иск Росприроднадзора на 216 млн. рублей за пользование закрытой Тогаевской свалкой — настолько выросли ставки в борьбе с Поволжской экологической компанией за рынок ТБО, что город решил прикрыть МУП выводом активов.
9 УЧАСТКОВ НАИЛЯ МАГДЕЕВА
Если до конца июня исполком не исполнит требований УФАС по 13 участкам, администрация рискует получить повторные предупреждения, а это означает дисквалификацию руководителя исполкома. Поэтому выбор у муниципалитета невелик — либо аннулировать договоры, либо доказывать ошибочность выводов УФАС в суде, что, по нашим сведениям, не планируется.
Все отработанные с обеих сторон договоры были пролонгированы без аукционов в 2013 году на 5 лет. Что же касается 9 участков, продленных новой командой администрации, то по четырем из них, как сообщил «БИЗНЕС Online» руководитель исполкома Челнов Ринат Абдуллин, вопрос уже закрыт — Регпалата подтвердила факт их застройки, что дает право продлевать договора без аукциона. По ним предупреждений не будет. Однако в пяти случаях пролонгация была подписана Магдеевым на пустые участки в период его руководства исполкомом.
Как удалось выяснить «БИЗНЕС Online», эти пять участков были арендованы владельцами рядом стоящих коммерческих строений, которым для сдачи объектов в эксплуатацию необходимо было показать наличие парковки. Застраивая свои площади целиком (по согласованным в горсовете проектам), они сумели получить в аренду прилегающие участки, на которые в 2015 году, к окончанию строек, истекли договоры. Если бы аренда не была им продлена, город просто обзавелся бы вместо заправок и аптек пятью «недостроями». Причина такой ситуации, по сути, возникла на этапе согласования проектов и получения разрешений на строительство без учета парковочных мест. Надо полагать, сегодня сами арендаторы уже не особо и нуждаются в продленных участках — их объекты сданы, а отсутствие прилегающих парковок станет головной болью скорее для горожан.
На просьбу прояснить парковочный регламент и его значение в ситуации с поспешной пролонгацией договоров аренды Абдуллин рассказал «БИЗНЕС Online», что по актуальному решению горсовета строящийся коммерческий объект должен занимать не более 40% арендованной площади, остальное — парковка, но де-факто челнинские коммерсанты привыкли застраивать участок по границам. «Когда мы начали разбираться, то увидели, что в уже реализованных проектах парковки не учитываются вовсе. Поэтому мы и создали градостроительный совет, и сейчас на стадии проектирования останавливаем всех, кто предлагает проект без стоянки. Но что было делать с завершенными объектами? Приходит бизнесмен — здание построил, а сдать не может, потому что парковки нет», — пояснил руководитель исполкома. Вероятнее всего, по ожидаемым требованиям УФАС, пять «парковочных» участков будут возвращены в муниципальную собственность и разыграны с аукциона.
Кстати, ревизоры УФАС выявили еще одну, сравнительно небольшую проблему, касающуюся торгов. В период с сентября 2008 года по февраль 2009-го пять малых предприятий без аукционов заключили бессрочные договоры аренды на помещения в объектах муниципальной собственности. Три кафе, продуктовая точка, парикмахерская появились на таких условиях в театре, спортивных школах, доме культуры. По словам Абдуллина, выгонять их не планируют — на их бизнес никто не жалуется, поэтому, если предприниматели смогут отыграть свои помещения на аукционах, смогут и работать дальше.
КАК АВТОГРАД ОТСТАЛ ОТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Вопросом «Славицы», как сообщил «БИЗНЕС Online» Абдуллин, заинтересовалась и прокуратура города, но интерес ведомства уже удовлетворен и взаимопонимание достигнуто.
«Все нестационарные объекты в городе, а их 660, размещены согласно схеме дислокации — с разрешения администрации и без аукционов, — пояснил сити-менеджер. — Если Казань и другие города уже ввели практику аукционов на летнюю дислокацию, то в Челнах изменения федерального законодательства еще не отражены в правилах благоустройства. УФАС требует проаукционировать не только все киоски, но и рекламные конструкции, и торговые точки в подземных переходах. В тяжелые времена город поддержал малый бизнес возможностью работать, а теперь пришло время узаконить отношения, но мы не можем провести торги, пока горсовет не утвердит новые правила благоустройства. «Славицу» мы размещали согласно действующим правилам. Проведем через горсовет новые правила — сможем закрепить реперные точки на карте города, отторговать их и заключать договоры аренды на 5 - 10 лет».
Отметим, что сферы наружной рекламы и торговли в подземках нынешняя проверка УФАС не охватила, однако соответствующие предписания ведомства в город поступали ранее. Так, УФАС требовал демонтировать в Челнах 639 билбордов из 720 имеющихся. На одной из пресс-конференций Магдеев сообщал, что подобные предписания исполком получал неоднократно с 2011 года, когда договоры на рекламные щиты были продлены до 2016 - 2017 годов опять же без аукционов. Собственно, сноса щитов УФАС потребовало в ноябре 2014 года, а исполком разослал его рекламщикам. Старт затянулся почти на год, но, когда демонтаж все-таки начался, владельцы щитов устроили бунт. В декабре прошлого года, на 13-м по счету билборде они не позволили исполнителям из ПАДа подойти к щиту. Спустя два дня выяснилось, что в Арбитражный суд РТ ушла жалоба на УФАС, и до окончания суда сносов не будет. Очередное заседание назначено на 6 июня.
В подземках аукционы должны пройти около 360 предпринимателей. Собственно, сама федеральная норма, запретившая пролонгировать договоры аренды, заключенные до 2008 года, была введена в 2013 году, но подземщики так ожесточенно отбивались от торгов, боясь потерять свои точки, что проблему спустили на компромиссах. Впрочем, аукционы все-таки состоятся — исполком намерен провести их мелкими лотами, чтобы сохранить малому бизнесу доступ к торгам. Планируется, что договоры будут заключаться на 11 месяцев с возможностью дальнейшей пролонгации без торгов. Как выяснилось в конце мая на встрече предпринимателей с Магдеевым и бизнес-омбудсменом РТ Тимуром Нагумановым, рекламные агентства первые торги ожидают уже 20 июня, а владельцев киосков — с нового года.
«МЫ НЕ ПЛАНИРУЕМ НИЧЕГО ДЕЛАТЬ С НАШИМИ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ»
Судьбы МУПов, которые, по мнению УФАС, отбирают хлеб у частников, пока не определены.
«Мы предложили свои разъяснения относительно МУПов, — сообщил Абдуллин. — Сейчас ждем решения. Кроме факта субсидирования, никаких нарушений в этой части, на наш взгляд, нет, а субсидии прошли один раз как исключительная мера. И ПАД, и Горзеленхоз, и все остальные работают на конкурсной основе, просто в городе нет организаций, способных с ними конкурировать. Прямо сейчас мы не планируем ничего делать с нашими муниципальными предприятиями, разве что «Дорсервис» может быть ликвидирован. Горкоммунхоз будет ждать 2017 года, когда в Татарстане появится единый региональный оператор в сфере обращения с отходами. Возможно, ему наше предприятие понадобится и будет поглощено. Управляющие компании мы создавали под давлением общественности, ведь какие страсти кипели — не хотим с частниками дела иметь, дайте на муниципальные компании... Конечно, всем желательно, чтобы люди создавали ТСЖ и сами следили за своими домами. Вся государственная политика на это напргоравлена, но ведь народ не готов. После создания муниципальных УК массового оттока не произошло, но зато удалось избежать скандалов там, где они назревали. Из «Челныстройремонта», например, целый комплекс ушел. С «Авангардом» еще предстоит разобраться, там настоящее рейдерство идет, бандитский передел».
В целом администрация придерживается ранее заявленной идеологии: социально значимые отрасли должны централизованно контролироваться, даже если рынок позволяет работать с рентабельностью. «У нас город большой, частный бизнес просто не сможет работать в отраслях, где изначально в муниципальный заказ закладывается минимальная рентабельность. Взять ПАД — никто ведь не может предсказать, какая зима будет, время от времени приходится выводить на улицу все предприятия, чтобы избежать ЧП. Такие организации, как ПАД, надо беречь, потому что частный бизнес не дает гарантий. Я считаю, жизнеобеспечение города должно сохранять муниципальную базу — это Горзеленхоз, ПАД, Горсвет и пассажирский автотранспорт».
***
В целом выявленные нарушения серьезного впечатления не вызывают. То ли неглубоко копали, то ли прививка в виде отстранения Шайхразиева действительно действует?
Топ