Как попилить «Алмазный мир» на троих
Среди претендентов была Ovoka Gold, ирландская компания с русскими акционерами, но ей стартовая цена в 740 млн показалась искусственно заниженной, отражающей лишь стоимость здания недалеко у метро “Водный стадион”, которое занимает “Алмазный мир”. Ovoka Gold была не единственным претендентом на акции “Алмазного мира”. Основным претендентом был его миноритарный акционер и владелец 47,4%, компания “АЛРОСА”. В ноябре 2015 года президент «АЛРОСЫ» Андрей Жарков направил в адрес тогдашней главы Росимущества Ольги Дергуновой письмо соответствующего содержания: выражаем заинтересованность в приобретении госпакета в “Алмазном мире”.
Тут же на авансцену выходит скромный и безвестный коммерческий брокер ООО “ТБСС”. Эта контора примечательна тем, что арендует территорию “Алмазного мира” и сдает ее в субаренду государственным органам, которые размещаются там для оформления экспортно-импортных сделок с драгметаллами и камнями. Ответ на этот вопрос начинается с незамысловатого факта: владелец 86,5 % акций ООО “ТБСС” (данные ЕГРЮЛ) Сергей Хирьяков по совместительству является заместителем гендиректора “Алмазного мира”.
Не нужно быть экспертом в алмазной отрасли, чтобы понимать: основная ценность “Алмазного мира” - отнюдь не в здании у метро “Водный стадион”, а в наличии единственного в стране центра оформления ценностей, через который проходит 90% всех экспортируемых драгметаллов и камней. В этом контексте “Водный стадион” тоже имеет некоторое значение, но лишь в силу относительной близости к аэропорту “Шереметьево”. Конечно, это хорошо - владеть брокером, который, идя на наглое нарушение законодательства, хозяйничает в “Алмазном мире” как у себя дома. Хорошо, но мало. Совсем другое дело - владеть всем “Алмазным миром”, превратив компанию с государственным контрольным пакетом в частную лавочку. Для чего и подготавливалась почва. Вопрос риторический: а будет ли эта лавочка работать в интересах государства?..
На сайте “Алмазного мира” каждый может найти стратегический план этой конторы - “создание имущественного комплекса Алмазного Центра России”. Однако некоторые факты, известные участникам рынка, говорят в пользу совершенно другого стратегического плана. Жарков и Хирьяков - давние знакомые, при этом Жарков пришел в «АЛРОСУ» из Гохрана, руководителем которого с 2013 года является Андрей Юрин. Путь этой троицы к алмазному экспорту государства почти проложен: осталось поставить под свой контроль “Алмазный мир”, по дешевке скупив госпакет акций этой компании.
Чтобы пакет акций купить, необходимо организовать его “правильную” продажу, то есть договориться с государством в лице конкретного чиновника или группы чиновников. Как свидетельствуют компетентные источники, для того, чтобы Росимущество не чинило препятствий продаже акций по явно заниженной цене - ниже оценки самого Росимущества более чем на 100 млн руб., - потребовался “свой человек” в силовых ведомствах, на роль которого вполне сгодился сотрудник управления “К” СЭБ ФСБ РФ Антон Блинов - умудрившийся, как говорят, за короткий срок совершить головокружительный карьерный дауншифтинг: покинуть пост начальника 5 отдела управления “К” СЭБ ФСБ и превратиться в прикомандированного сотрудника в одном из крупных банков - по некоторым данным, в силу серьезных обвинений в коррупции. Но связи свои он не утратил и какое-то влияние на решение Росимущества оказать, наверное, все же смог - иначе откуда бы взялось фактическое согласие Росимущества на продажу акций “Алмазного мира” за бесценок. Кстати, уже после того, как торговля акциями была приостановлена Арбитражным судом, сама Дергунова была уволена со своего поста.
Словом, компания подобралась выдающаяся: Хирьяков, чьими руками было запланировано произвести саму покупку акций на ООО “ТБСС”, Жарков, глава «АЛРОСЫ», влиятельное лицо с сомнительной репутацией по имени Антон Блинов, отвечающее в этой “группе товарищей” за GR (government relations - связи с госорганами), и сам глава Гохрана Юрин - о нем отдельный сказ.
Летом прошлого года Гохран оказался в центре большого скандала по поводу алмазного сырья общим весом более 150 000 карат, которое было передано в Гохран архангельским предприятием “Севералмаз” для обязательной сортировки. Выяснилось, что в итоге алмазы были подменены на худшие, а часть крупных камней страховой стоимостью $500 000 и вовсе пропали. Коммерческая стоимость этих алмазов может отличаться от страховой в десятки раз. Один из пропавших камней весил 23 карат. Прямо скажем, не иголка. Да и Гохран - вроде бы не стог сена.
Хотя, возможно, у г-на Юрина иное мнение на этот счет. При помощи известного брокера и функционера Хирьякова камень «торгуют»-таки уже на алмазной бирже в Антверпене. А как же - Блинов ждет долю «малую»! Гохран, безусловно, прелюбопытное место, почти заколдованное: даже пластик, попадая на его территорию, экспоненциально растет в цене. В 2006 году во время ремонта в здании Гохрана были потрачены 9,2 млн рублей на закупку дорогостоящей станции по переработке химических отходов, но вместо этой импортной станции нейтрализации было установлено пластиковое корыто, куда отходы стекали безо всякой переработки. Но почему-то этот волшебный принцип не всегда действует в отношении алмазов - они-то как раз ценность зачастую утрачивают.
К примеру, в 2012 году 600 000 карат алмазов отдали из Гохрана в качестве оплаты допэмиссии акций ОАО “ПО “Кристалл” без проведения независимой оценки. Кстати, председателем совета директоров “Кристалла” был не кто иной как Андрей Жарков. Как видно из истории с “Севералмазом”, масштаб чудес, происходящих в Гохране, при Юрине вырос многократно. При этом г-н Юрин спокойно остается на своей должности! Более того: теперь, когда основным претендентом на покупку акций “Алмазного мира” эксперты не без основания считают ООО “ТБСС”, связанное с Гохраном и «АЛРОСОЙ» тесными нитями личных контактов, этот масштаб грозит выйти за пределы Гохрана и распространиться на всю алмазную отрасль. История с продажей госпакета “Алмазного мира” достаточно ясно очерчивает поставленную кем-то цель: выстроить непрерывную консолидированную цепочку, создать триединый союз продавца, брокера и сбытовика, замкнуть круг. Уж не господин ли Юрин с господином Жарковым являются режиссерами-постановщиками этого спектакля?
И что случится, если ООО «ТБСС» в самом деле завладеет “Алмазным миром”? Не постигнет ли участь камней “Севералмаза” всю экспортную продукцию, продаваемую за рубеж легально и «вчерную» через “Алмазный мир”?.. Вот тебе и “стратегический план по созданию Алмазного Центра России”, вот тебе и успешные экспортно-импортные операции, вот тебе, бабушка и Юрьев день! “Российская газета” недавно провела журналистское расследование и выяснила, что г-н Хирьяков владеет 30% в компании “Brink’s Россия” - отечественной “дочки” американской фирмы, с 1859 года занимающейся транспортировкой ценных грузов и, как утверждается на ее официальном сайте, “имеющей богатый позитивный опыт сотрудничества с добывающими и гранильными предприятиями алмазно-бриллиантового комплекса”. Что ж, цепочка длиннее, чем могло показаться на первый взгляд.
Американская логистика и “патриоты”, владеющие долями в американских компаниях с солидной историей. Г-н Юрин к американской логистической компании никакого формального отношения не имеет, но если бы удалось расследовать, не пересекали ли пропавшие и подмененные алмазы “Севералмаза” границу на brinks-овских грузовичках под видом совершенно других камней, многие вопросы были бы сняты. И окончательно прояснился бы смысл готовящихся манипуляций с акциями “Алмазного мира”. Не хотелось бы, чтобы завтра за границу хлынул мощный поток похищенных российских алмазов, а также драгоценных камней по искусственно заниженным ценам.
Еще в 2009 году Министерство финансов ратовало за то, чтобы централизовать и сделать стопроцентно государственным контроль за оборотом драгметаллов и камней. Высказывалась идея создать суперструктуру под названием Росдрагконтроль. Но, похоже, какие-то силы помешали Минфину осуществить задуманное. Зато есть мнение, что господа Юрин, Жарков и Хирьяков при непосредственном содействии контрразведчика Блинова активно и в спешке создают свою суперструктуру - странный американо-российский конгломерат - для установления полного контроля над российской алмазной отраслью. И хочется отметить, что первые «блинчики» у них не выходят комом…
Сегодня Россия занимает 30% мирового рынка алмазов. Пока что она сама контролирует добычу, транспортировку и огранку своих камней. Чего нельзя сказать, к примеру, о Центрально-Африканской республике - там контроль всецело принадлежит США. Возможно, в представлении некоторых деятелей африканские эффективные собственники - лучше.
Топ