Ангел Абрамовича: как Игорь Рябенький управляет деньгами миллионеров
Слушая, как глава компании ELecs обещает, что скоро сотрудники будут мотаться из Нью-Йорка в Париж, как из Кузьминок на Таганку, инженер-программист Игорь Рябенький спрашивал у соседей, не кажется ли он им Остапом Бендером. Был конец 1980-х, Рябенький работал в конструкторском бюро, которое занималось роботами для морской геологоразведки в Мурманске. На следующий день он успешно прошел собеседование у «Бендера», и оказалось, что тот рисовал вполне реальные перспективы. Рябенький возглавил филиал ELecs в Мурманске, а затем и все северо-западное подразделение. Компания продавала компьютеры, делала софтверные проекты для корпоративных клиентов, а также инвестировала в IT-проекты местных разработчиков: эти решения попадали в линейку продуктов ELecs. Команда Рябенького получала 15% от прибыли в проектах, которые вела.
После очередного повышения Рябенький поехал открывать подразделения ELecs по всему миру — в Венгрии, Норвегии, Финляндии, Китае, Сингапуре и на Тайване. В странах Азии была запущена отверточная сборка компьютеров, принтеров и ноутбуков, производство дискет, ELecs стал крупнейшим в мире продавцом калькуляторов. За четыре с половиной года работы Рябенький не только выучил несколько языков, но и получил 10% акций компании. Затем сумел провести management buy out (MBO) всех управляемых им бизнес-подразделений, из которых в 1993 году сформировал группу UNIT. Компания оценивалась в $10 млн, а ее годовой оборот составлял $30 млн.
Вдобавок к компьютерам UNIT начала заниматься поставками бытовой техники для кухни и офисов из стран Азии и Европы, маржа достигала 50%. Среди клиентов компании Рябенького были, в частности, «Партия» и «М.Видео». Но несмотря на значительную маржу, кризис 1998 года подкосил это направление — западные банки начали закрывать финансирование, собственных средств не хватало. Место UNIT на рынке бытовой техники заняли новые игроки, в том числе и бывшие дилеры — компании Vitek, Bork и Scarlett.
Зато выстрелила его инвестиция в компанию Parallel Graphics, одного из пионеров виртуальной реальности и компьютерного моделирования.
До 1998 года она входила в Silicon Graphics. В ходе MBO, на которое потратили около $1,5 млн, собственниками стали основатели Степан Пачиков (создатель облачного сервиса Evernote) и его брат Георгий. Рябенький помогал в сделке Георгию. Он до сих пор остается акционером компании, только теперь у нее иной масштаб — недавно в компанию вложилась Siemens.
Поверив в новые технологии, в 1999 году Рябенький решил покорить Америку и отправился в Нью-Йорк раскручивать свой стартап UnitSpace. Идея была в предоставлении сервисов по электронному взаимодействию между правительствами и компаниями (аналог SaaS). «Я тогда не разобрался, что впрягся в игры с Oracle, Microsoft, Intel, IBM и SAP», — говорит Рябенький. Он вложил в UnitSpace все свободные средства, но ошибся с выбором компании-партнера. Вдобавок в 2001 году компания не смогла привлечь финансирование в условиях кризиса доткомов и ушла в нишу сервисов на основе собственных технологий. По словам Рябенького, доход от UnitSpace был сопоставим с дивидендами от вложений в компании, где он не занимался ежедневным управлением.
Помимо Parallel Graphics Рябенький еще в 1994 году вкладывался в системного интегратора BCC Group. Вложенные в него несколько десятков тысяч долларов при продаже в 2009 году превратились в миллионы. В том же году Рябенький продал небольшой пакет европейской компании BGS Smartcard Systems, которая занималась продажей электронных карт банкам, крупной американской компании в сфере платежных систем Net1 за $200 млн.
Поняв, что на стартапах можно неплохо заработать, Рябенький продал UnitSpace менеджменту и стал бизнес-ангелом — частным венчурным инвестором. В 2011 году через свою компанию Altair Capital он инвестировал $600 000 в проект «Ваш репетитор» бывшего сотрудника UnitSpace Егора Руди. Проект вырос в крупную онлайн-площадку для подбора частных специалистов Profi.ru. Руди впоследствии привел к Рябенькому Айнура Абдулнасырова, основателя сервиса Lingualeo, с которым Altair закрыл сделку по покупке 10% в конце 2010 года за $200 000. Число пользователей выросло с 0,5 млн до 9,5 млн, стоимость Lingualeo выросла до $10 млн. Войдя во вкус, Рябенький самостоятельно проинвестировал еще 15 проектов в IT и интернет.
В 2012 году у него появились партнеры — через Facebook он познакомился с будущими соинвесторами первого фонда Altair.VC. Ими стали владелец Game Insight Игорь Мацанюк и сооснователь Mail Group Михаил Винчель. Оба заработали сотни миллионов долларов на акциях Mail Group. За 2,5 года Altair.VC провел около 50 сделок, вложив более $15 млн. В числе инвестиций интернет-магазин туров Travelata, поисковик авиабилетов «Онлайнбилет.рф», агентство мобильной рекламы I-Vengo, cервис по проверке качества продукции Product-Test, оператор программ лояльности SailPlay, агрегатор доставок CheckOut, компании в области рекламы GetIntent, Alytics, Hi-Conversion. В среднем Altair вкладывал в стартап по $100 000–200 000 в обмен на 10–25% в капитале.
Среди вложений десятки израильских и американских компаний. Интерес к инвестициям в Израиле появился после того, как в 2013 году Рябенький вложился в несколько местных стартапов. Он очень доволен местными проектами — их основатели хорошо говорят по-английски, разбираются в менеджменте и рассчитывают на конкретные ниши. «Израильская Рублевка» — респектабельный район Герцлия под Тель-Авивом — стала для него вторым домом. «Меcтные проекты рассчитаны либо на рынок США, либо на рынок Юго-Восточной Азии, либо на мировой рынок», — поясняет Рябенький.
Его выбор оправдался и позволил заинтересовать новых инвесторов. Летом 2014 года Рябенький собрал фонд Altair Seed Fund объемом $30 млн и довел средний размер одной инвестиции до $300 000–500 000. Треть средств выделил Millhouse Романа Абрамовича. С членом списка Forbes Рябенького познакомила команда — в конце 1990-х его веб-студия делала сайт для «Сибнефти». «Роман очень глобально мыслит, любопытный, ему интересны новые прорывные технологии», — рассказывает Рябенький о миллиардере.
Глава Altair вовсю инвестирует деньги владельца Millhouse. Среди новых инвестиций — «убийца Uber» Juno, который основали бывшие менеджеры мессенджера Viber. Число проектов уже перевалило за сотню, среди них сервис по продаже подержанных машин Carprice, соцсеть для беременных Preggie, веб-приложение для рекрутеров Amazing Hiring, сервис для путешествий по Европе RoutePerfect и др. Управляющий партнер iTech Capital Глеб Давидюк говорит, что подходы Altair ему импонируют: много маленьких сделок, хороший PR, широкий кругозор. К неудачам Рябенький относится спокойно и признается, что в Altair.VC закрыто пять проектов, которые не состоялись из-за разладов в командах.
Через фонды Рябенького инвестируют сотни людей. За управление Altair берет 20% и 2% за успех, премия за superperformance в фонде Altair Seed Fund составляет 30%. Чек для стороннего инвестора в его фондах — от $500 000 (для тех, у кого денег меньше, год назад создан Altaclub, который объединяет в пул бизнес-ангелов с чеком от $10 000).
Рябенький рассчитывает на доходность успешных проектов более 300% за 5–7 лет, а целевая доходность фонда — 20–25% годовых. Нереализованная доходность по Altair.VC составляла около 30% (100% за три года), а по фонду Altair Seed Fund — 100% за полтора года. Но есть возможность зарабатывать больше. До этого он инвестировал на стадии seed и выходил на стадии B. Третий венчурный фонд на $100 млн, который он планирует, предназначен для вложений на более поздних стадиях. «У нас в портфеле много компаний, которые можно продавать. Но на некоторых из них еще можно заработать 200–300% годовых, если вкладывать на более поздних стадиях», — уверенно говорит Рябенький.
Топ