Внимание лейтенанта полиции стоит дорого
Две недели полиция Фрунзенского района разыскивала пропавшего без вести пенсионера, который в это время находился, как он впоследствии рассказал, на даче у местного участкового. Вернувшись из гостей, куда он уехал вслед за кошкой, пожилой мужчина выяснил, что с его счетов пропали все деньги, которые по доверенности получил полицейский. При обращении к нотариусу выяснился дополнительный сюрприз – оказалось, что он завещал свою квартиру лейтенанту полиции после трех дней знакомства.
Началась эта история в конце июня 2016 года, когда 74-летний Анатолий Иванович в Купчино получил от неизвестного негодяя твердым предметом по голове. Он был госпитализирован в Институт скорой помощи, откуда после недолгого лечения вернулся домой. Медики, видимо, сообщили о травме в полицию, и на пороге отдельной квартиры, рассказывает пенсионер, вскоре появился участковый уполномоченный 12-го отдела полиции Андрей Могульян.
Как сегодня вспоминает Анатолий Иванович, с его травмы разговор быстро перешел на общие темы. Он поделился с внимательным полицейским жизненными обстоятельствами: живу сейчас один, только кошка и есть. Участковый сочувственно выслушал, обещал вскоре навестить.
Навестил на следующий день. С пивом. «Пять лет не пил, – сокрушается Анатолий Иванович, – всё-таки возраст, болезни, инвалидность из-за проблем с сердцем и эндопротез в ноге – не до алкоголя. Но тут оторвался – принял баночку. Потом ещё».
Визиты участкового, говорит Анатолий Иванович, стали ежедневными. Дня через два-три участковый якобы сказал, что надо куда-то съездить, что-то подписать. Своё слепое доверие Анатолий Иванович объясняет пивом и привычкой доверять власти: «Я как в тумане был. Могульян на стареньком «Мерседесе» отвез меня в какое-то учреждение, где после получасового ожидания пригласили в кабинет, подписал я две бумаги. Ни о чем не спрашивали, только печать на подпись поставили. О том, что это у нотариуса мы были, много позже узнал». И пошла жизнь как раньше – «в туманном состоянии»: дом, визиты доброго участкового и пиво.
Ещё через пару дней, как рассказывает Анатолий Иванович, участковый приехал с утра пораньше и определил: едем на дачу. Анатолий Иванович уверяет, что ни на какую дачу ехать не хотел, но полицейский вел себя решительно: посадил кошку в корзинку и отнес к себе в машину, собрал бельишко. Куда ж деваться, если кошка уже в машине. Пришлось ехать на дачу.
Где именно эта дача, Анатолий Иванович не знает, не ориентируется в Ленинградской области. Запомнил только указатель «Тайцы 48 км». Следующие две недели прошли в обществе некоего Игоря, представленного как отец участкового. Сам уполномоченный и его мать, по словам Анатолия Ивановича, постоянно на даче не жили, заезжали в гости. Кормили так себе, а пиво – без ограничений. Уехать вроде бы можно, а вроде бы и нельзя. С одной стороны, никто силком не удерживает и не запирает. С другой – документов, денег и телефона нет, забрали. И обувь забрали, а босиком далеко не уйдешь.
В это время Анатолий Иванович уже находился в розыске – о его пропаже в полицию 7 июля заявил племянник. Заявление было зарегистрировано в 12-м отделе полиции, в УМВД по Фрунзенскому району завели разыскное дело. Интересно, был ли привлечен к поискам пропавшего петербуржца участковый 12-го отдела полиции Могульян, на даче которого «гостил» разыскиваемый?
«Заточение» прекратилось так же внезапно, как и началось. Приехал Могульян: «Поехали к нотариусу, скажешь, что ты мой дядя, подпишешь дарственную на квартиру», – вспоминает слова участкового Анатолий Иванович. Несмотря на ежедневное пиво, вот так с размаху дарить квартиру старик отказался и убедил лейтенанта, что ему нужно подумать. Оказавшись в своей квартире. связался с родственниками.
Первым делом были поданы документы на восстановление паспорта. Когда к началу сентября новый паспорт был готов, Анатолий Иванович отправился за пенсией в Сбербанк. где его ждало печальное открытие: счета пусты. Всего на трех счетах было немногим более 500 тысяч рублей. Сбербанк выдал справку, что деньги получены Могульяном Андреем Григорьевичем по доверенности. Реквизиты доверенности показали путь к нотариусу, где открылся следующий факт: была подписана не только доверенность, но и завещание квартиры в пользу Могульяна. Доверенность и завещание подписаны 27 июня 2016 года – на третий день знакомства пенсионера и участкового. Полномочия по доверенности – на две страницы мельчайшим шрифтом, с правом на всё.
Действие доверенности Анатолий Иванович прекратил, завещание отменил, заявление о случившемся в 12-й отдел полиции подал. Говорит, один раз встретил участкового у своего дома, тот просил написать, что хочет заявление назад забрать и претензий к нему не имеет. Пенсионер отказался. В полиции Анатолию Ивановичу сказали, что переслали его заявление в прокуратуру, в прокуратуре – что заявление передано в Следственный комитет.
«Фонтанка» связалась с участковым Могульяном, чтобы поинтересоваться его точкой зрения на казус:
- Андрей Григорьевич, это правда, что пенсионер Анатолий Иванович завещал вам квартиру и выдал генеральную доверенность на право распоряжаться всем его имуществом на третий день знакомства?
– У меня сейчас нет времени разговаривать.
– Просто скажите, да или нет, это не займет много времени.
– Мне некогда.
Время оказалось у адвоката Дмитрия Новожилова, который представляет интересы Андрея Могульяна.
Юрист на вопрос «Фонтанки» о странном поведении участкового ответил вопросом:
– Давайте сначала определимся, был ли кому-либо причинен ущерб?
– Думаю, да, – Анатолию Ивановичу, у которого со счетов в банке пропало 500 тысяч рублей.
– И где сейчас эти деньги?
– Не знаю, но известно, что их получил Могульян, которого вы представляете.
– Эти деньги отправлены Анатолию Ивановичу почтовым переводом. Могульяну пришлось отправить деньги по почте, так как Анатолий Иванович отказался их принимать.
– Когда это произошло? И зачем он вообще их получал? Как так получилось, что пенсионер выписал генеральную доверенность и завещал квартиру незнакомому человеку?
– Деньги переведены недавно, на днях. Получены были по просьбе их владельца. Старый человек просто увидел, что к нему проявляют внимание, заботу. До этого он не был нужен никому. Хочу подчеркнуть: Андрей Могульян считает, что никакого преступления не совершал, он невиновен.
Жаль, что на вопросы «Фонтанки» не согласился ответить сам участковый Могульян. Было бы интересно узнать, зачем он держал у себя паспорт Андрея Ивановича и зачем получал дубликаты документов о праве собственности на квартиру (оригиналы были у Анатолия Ивановича спрятаны).
Не менее интересно было бы поговорить и с Игорем, который представлялся отцом Андрея Могульяна и выполнял на даче роль не то гостеприимного хозяина, не то сторожа. Насколько известно «Фонтанке», среди близких Могульяну людей Игорь подходящего возраста один. Он имеет специальное звание подполковника полиции, успел побывать муниципальным депутатом, а при введении в интернет-поисковик его имени первые же ссылки – «квартирный рейдер» и «черный риелтор».
Топ