«Какие смертники, какие взрывы?»
В среду в Москве стартовал громкий процесс в отношении студентки МГУ Александры Ивановой (в прошлом - Варвары Карауловой), которая сбежала из дома, чтобы вступить в запрещенную в Россию организацию «Исламское государство», причем именно в то подразделение, которое занималось подготовкой смертников. После того, как в Московском окружном военном суде прокурор огласил обвинительное заключение, Иванова заявила, что вовсе не собиралась становиться террористкой, а в Сирию стремилась «по другим причинам».
«В таких условиях можно совсем одичать»
Скандал вокруг исчезновения Карауловой разгорелся в конце мая 2015 года. Девушку искали неделю и задержали на турецко-сирийской границе. Спустя всего пару месяцев последовала ее повторная попытка присоединиться к террористам, после чего правоохранительные органы возбудили уголовное дело.
Перед началом основного процесса утром в среду тройка судей военного суда рассмотрела жалобу Карауловой и ее адвокатов на продление ареста. Уже год, с прошлого октября, она содержится в следственном изоляторе.
«Я совершила ошибку, и каждый день, сидя в камере и смотря на бетонный потолок, думаю о том, как я подвела своих родных и себя в большей степени», - говорила Караулова – невысокая красивая девушка в ярко-зеленом и вполне светском платье. Она просила отпустить ее домой хотя бы на время судебного разбирательства.
«В таких условиях [следственного изолятора] можно совсем одичать, - посетовала обвиняемая. - Я прошу дать мне возможность перезагрузить жизнь».
Даже адвокаты не могут регулярно навещать ее в СИЗО «Лефортово» из-за нехватки переговорных комнат, говорила подсудимая.
«Иванова – девушка из хорошей семьи, изучает языки, читает книги», - перечислял достоинства своей подзащитной адвокат Сергей Бадамшин. По его мнению, что нет ничего опасного в том, чтобы изменить меру пресечения.
«А с вербовщиками вы по своей инициативе общались? Пытались второй раз уехать? Имя и фамилию меняли?» - спрашивали судьи. Караулова кивала в ответ.
Судьи ушли в совещательную комнату, а вернувшись, решили все же оставить Караулову под стражей. После этого они приступили к рассмотрению дела по существу.
В халифат по любви
Обвинение в суде представил прокурор Михаил Резниченко. «Иванова обвиняется в том, что пыталась присоединиться к запрещенной в России террористической организации», - заявил он.
Представитель гособвинения рассказал, что еще в апреле 2015 года Иванова начала оформлять загранпаспорта, а в мае вступила в контакт с неустановленными лицами для того, чтобы они помогли ей попасть в контролируемую ИГИЛ часть Сирийской Арабской Республики.
26 мая девушка купила билет на самолет из Москвы до Стамбула и улетела уже на следующий день, продолжил рассказ Резниченко. В Турции же по прилете ее встретили вербовщики.
«В тот же день она была перевезена на конспиративную квартиру в Стамбуле, а потом в город Килис», - сообщил Резниченко. Именно там она должна была вместе с группой других людей, собиравшихся присоединиться к террористам, перейти границу и попасть в Сирию. Но на границе ее задержали.
Прокурор подчеркнул, что, уже находясь в миграционном центре, Иванова стала писать вербовщикам, в том числе некому Саматову. Девушка пыталась сообщить о том, что ее схватили и она не может до них добраться. К тому времени в Турцию уже прилетел ее отец Павел Караулов, который забрал дочь в Москву.
Однако попытки сбежать в запрещенную организацию Караулова не оставила и уже в июле она снова вышла на связь с упомянутым Саматовым, говорил Резниченко. Чтобы скрыться от внимания спецлужб и снова попытаться попасть в Сирию, в сентябре Варвара Караулова даже поменяла имя, став Александрой Ивановой.
При этом, утверждал прокурор, на этот раз девушка отправилась в Сирию целенаправленно для того, чтобы присоединиться к боевой ячейке, занимающейся подготовкой террористов-смертников и проведением диверсионной работы как в самой Сирии, так и в Европе.
«Какие смертники, какие взрывы? – возмутилась Иванова. – Я не собиралась становиться террористкой!»
Она заявила, что ехала в Сирию по другой причине. Адвокаты действительно с самого начала утверждают, что девушка отправилась на подконтрольную ИГИЛ территорию Сирийской Арабской Республики «из-за любви». «Она ехала из-за своих чувств к одному из вербовщиков», - снова озвучил позицию защиты адвокат Бадамшин после окончания заседания.
В среду суд также успел допросить одного свидетеля – журналиста Артура Абдюханова, который освещал в Турции поиски пропавшей Варвары. Он рассказал, что найти Иванову помогли местные правозащитники, которые знали, что основной поток людей, желающих попасть на территорию террористического халифата, переходит границу именно в городе Килис.
Заседание продолжится в четверг, 6 октября.
Топ