Десант «Роснефти»: что происходит в «Башнефти» после смены собственника
«Интеграция» за один день
Интеграция «Башнефти», контрольный пакет которой «Роснефть» оплатила только накануне вечером, «уже произошла», заявил журналистам в четверг, 13 октября, главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин. «Башнефть» является дочерним предприятием «Роснефти», мы полностью управляем ситуацией», — сказал он (цитата по «Интерфаксу»).
За несколько часов до этого президент «Башнефти» Александр Корсик, возглавлявший компанию с 2011 года, ушел в отставку, а его место занял вице-президент «Роснефти» Андрей Шишкин, сообщила компания. Все места в правлении также заняли менеджеры «Роснефти». А 16 декабря на собрании акционеров будет избран новый состав совета директоров. «Роснефть» также решила уволить и других менеджеров компании — вице-президентов, не входивших в правление, и руководителей дочерних компаний, сообщил РБК источник, близкий к «Башнефти». По оценкам одного сотрудника «Башнефти», уволили 17 вице-президентов, за ними собираются уходить подчиненные. «Мы назначили полностью новый состав правления. Естественно, на ключевых направлениях тоже люди меняются», — сказал пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев.
Менеджеры «Роснефти» появились в московском офисе «Башнефти» еще накануне — около 20.00 мск в среду, 12 октября (за полтора часа до этого пресс-служба «Роснефти» сообщила, что компания перечислила в бюджет 329,69 млрд руб. за контрольный пакет компании), рассказали РБК два источника, близких к «Башнефти». По словам одного из них, представители нового акционера «страдают недостатком воспитания». А в четверг они появились в офисах «Башнефти» в Москве и Уфе с самого утра и начали требовать предоставить документы, рассказали еще один источник в «Башнефти» и знакомый сотрудника компании. Они требовали документы, в офисах был отключен интернет, а охрана и пропускной режим на входе усилены, рассказал один из собеседников РБК. «Интернет отключили, работают только корпоративные сервисы», — подтвердил второй источник. Документы забирали сотрудники службы безопасности «Роснефти», людям не дали даже личные вещи из кабинетов забрать, рассказал еще один сотрудник «Башнефти».
В центральном офисе «Башнефти» рядом с метро «Маяковская» действительно была усилена охрана — по два охранника стоят прямо при входе и еще двое — у турникетов, убедился корреспондент РБК.
Сечин, отвечая на вопросы журналистов, подчеркнул, что «Роснефть» не производила «никаких выемок документов» в офисах «Башнефти». Но он отметил, что «Роснефть» знакомится с контрактами «Башнефти» для того, чтобы обеспечить «преемственность в работе». А Леонтьев добавил, что речь идет о «передаче дел»: «Довольно быстро, но это нормально». Он сказал, что в офис «Башнефти» отправилась, в частности, вице-президент «Роснефти» по правовому обеспечению бизнеса Наталья Минчева, которая вошла в правление новой «дочки». «Новое руководство должно контролировать деятельность компании, поэтому надо быстро передать дела, документы и так далее, не допустить утечки информации», — заключил Леонтьев. Комментировать сведения об отключении интернета в офисах «Башнефти» он отказался.
«Мы это проходили в ТНК-ВР. Синергия по Сечину», — иронизирует РБК бывший топ-менеджер ТНК-BP, которую «Роснефть» купила в 2013 году. Вскоре после этой сделки госкомпания также почти полностью сменила руководство предприятия. Впрочем, Леонтьев утверждает, что большое количество сотрудников ТНК-BP, в том числе на ключевых постах, сохранили свои рабочие места.
Позже «РИА Новости» со ссылкой на источник в башкирском офисе «Башнефти» сообщили, что в ночь на 13 октября в офисы компании в Уфе вошли вооруженные люди, которым охранники компании не смогли воспрепятствовать. «Как мы поняли, они так внезапно появились, чтобы не допустить уничтожения каких-либо финансовых документов», — сообщил он. Но источник «Интерфакса» в «Башнефти» сказал, что «никаких десантов с вооруженными людьми в уфимском офисе «Башнефти» накануне ночью не было, это сказки». «Возможный переполох, связанный с «Башнефтью», был вызван тем, что в процедуре принимают участие сотрудники службы безопасности «Роснефти», — добавил он.
В нефтяной отрасли при крупных поглощениях, особенно недружественных либо тех, которые долго готовились, периодически происходит быстрая передача управления представителям нового собственника, а также масштабная ротация персонала, замечает директор департамента кадрового агентства «Юнити» Рустам Барноходжаев. Но обычно этот процесс занимает не несколько дней или даже часов, а несколько месяцев, подчеркивает он. Он привел в пример поглощение активов ЮКОСа структурами «Роснефти» в 2005 году, когда из-за разницы в системе корпоративного управления многие сотрудники ЮКОСа уволились.
Законом об акционерных обществах предусмотрена ответственность гендиректора и других топ-менеджеров компании с правом подписи за нанесенный ее деятельности ущерб, напоминает управляющий партнер адвокатского бюро «Юшин и партнеры» Анатолий Юшин. Новый собственник при обнаружении в документах подозрений на ущерб может подать иск в арбитражный суд на конкретных менеджеров с целью взыскания этого ущерба от контрактов по нерыночным ценам, заключенным с аффилированными компаниями, вывода активов и т.д., перечисляет он. Впрочем, Сечин сказал журналистам в четверг, что благодарен бывшему президенту «Башнефти» Александру Корсику «за оказанную помощь» при передаче управления над компанией.
Представитель «Башнефти» отказался от комментариев.
Миноритарии не в приоритете
Приобретя контрольный пакет «Башнефти», «Роснефть» пока не планирует выкупать долю Башкирии (25%), заявил в четверг Сечин. «На этом этапе мы планируем сосредоточиться на перехвате управления для того, чтобы все производственные процессы, промышленная безопасность и обязательства перед потребителями и поставщиками были выполнены», — сказал Сечин (цитата по ТАСС). На уточняющий вопрос, означает ли это, что «Роснефть» пока не будет продолжать дальнейшее приобретение акций «Башнефти», он ответил: «Производственная деятельность на этом этапе является для нас приоритетной».
А к вопросу выкупа акций у миноритариев «Башнефти» компания вернется позднее, сказал Сечин. Ранее партнер юридического бюро «Падва и Эпштейн» Павел Герасимов говорил РБК, что компания должна выставить оферту миноритариям-владельцам обыкновенных акций через 35 дней после покупки контрольного пакета. Указанная в оферте цена акций не может быть ниже их средневзвешенной стоимости за последние полгода, говорил он.
При поглощении ТНК-BP, завершившемся в марте 2013 года, глава «Роснефти» также не торопился выкупать доли миноритарных акционеров, а на вопрос о возможности распределения дивидендов ответил: «Вопрос по дивидендам даже не стоит, это все наши деньги». В итоге дивидендов миноритарии так и не увидели, а их акции «Роснефть» приобрела в конце 2013 — начале 2014 года по цене ниже той, на которую рассчитывали продавцы.
Топ