«Носорог» не защитил
Генеральный директор «Корпорации развития» Сергей Маслов и его первый зам Владимир Караманов, задержанные накануне в подмосковном коттеджном поселке «Архангельское», пробудут под арестом до 30 ноября. Так же как и председатель совета директоров РИТЦ-банка Дмитрий Хасанов и сотрудница банка Эльмира Милосердова. Следствие подозревает, что руководители «Корпорации развития» в хищении более чем 1 миллиарда рублей. Уголовное дело возбуждено по ст. 160 УК РФ – «присвоение денежных средств». Все четверо фигурантов уже этапированы в Ростов-на-Дону, поскольку дело возбуждено главным управлением МВД по Ростовской области.
Помимо задержания в «Архангельском» (элитный поселок, который украшает, в частности, скульптура работы самого Сальвадора Дали – авторская копия знаменитого «Носорога»), обыски прошли по 30 адресам, включая офис АО «Корпорация развития» в Большом Саввинском переулке в Москве, квартиры и загородные дома подозреваемых.
Банкротство всё спишет
Следствие уже набросало предварительную схему, по которой, видимо, выводились на сторону деньги «Корпорации развития» и банка «Народный кредит». В 2013 году
Сергей Маслов и Владимир Караманов, заручившись поддержкой руководства ОАО «Банк «Народный кредит», разместили в банке миллиард с лишним принадлежавших корпорации рублей. При этом все участники сделки знали, что банк стоит на пороге отзыва лицензии – на то и рассчитывали, выводя деньги на счета фиктивных организаций по фиктивным основаниям. Пропавшие деньги принадлежали российским регионам – акционерам «Корпорации развития» и выделены были на реализацию инвестиционного проекта «Урал промышленный – Урал полярный».
При этом следствие подозревает, что миллион, украденный у «Корпорации развития», не единственный. Топ-менеджмент мог, действуя по этим же лекалам, размещать деньги и в других проблемных банках – а значит, в ходе расследования сумма ущерба может значительно вырасти. В Ростове арестованная четверка присоединится к компании уже обвиненных в хищении из того же банка лиц. Это друг Сергея Маслова, экс-замминистра энергетики РФ и собственник «Народного кредита» Станислав Светлицкий, зампредседателя
Ирина Переверзева, начальник службы безопасности Николай Молотилкин, бухгалтер Майя Нюшкова. Все они обвиняются в хищении более чем 10 миллиардов рублей (при том, что по состоянию на 1 июля, как информирует Агентство по страхованию вкладов, долг «Народного кредита» перед своими клиентами превышал 20 миллиардов рублей).
Я – не я, и яхта не моя
В принципе, генеральный директор «Корпорации развития» мог бы еще долго держаться вне поля зрения правоохранительных органов, если бы не история с 70-метровой моторной яхтой Victoria (проект А1331), которую больше 10 лет строили по спецзаказу на итальянской верфи International Shipyards Ancona. Совладельцем верфи, по некоторым данным, является друг Сергея Маслова, и, после 2013 года, гендиректор «Корпорации», как пишет, например, Знак.ком, несколько раз бывал на верфи (один и с супругой), встречаясь с дизайнерами и подрядчиками. Сам Маслов утверждает, что к постройке «Виктории» не имеет никакого отношения – официально заказчиком постройки яхты выступает компания Julesburg Corp., которая зарегистрирована в офшорной зоне, на Британских Виргинских островах.
Однако когда возникли затруднения с оплатой (Julesburg Corp. не рассчиталась с балтийским «Севмашем», где строился корпус яхты), и чуть позже, когда яхта получила повреждения при транспортировке в Турцию и претензии по этому поводу направили калининградскому филиалу компании «Ингосстрах», страховавшей риски, имя генерального директора «Корпорации развития» стало упоминаться все чаще. Как пишет Знак.ком, «в ноябре прошлого года в «Ингосстрах» за его подписью ушел запрос, в котором он как представитель заказчика попросил ознакомить его с отчетом страховщика по факту обнаружения деформации корпуса яхты». Размер ущерба не называется, но примерные масштабы оценить можно: само судно такого класса стоит 40-50 миллионов евро.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров в своем интервью изданию «Комсомольская правда» рассказал о своей знаменитой фразе «Дебилы, ***», которая прозвучала во время пресс-конференции с министром иностранных дел Саудовской Аравии Аделем аль-Джубейром. Денег не хватило не только на то, чтобы заплатить балтийскому подрядчику, но и на страховые взносы: страховая премия составляла 92,5 тысяч евро с поквартальной оплатой, «Ингосстрах» из этих денег получил всего один транш и в одностороннем порядке разорвал договор.
Вилла с видом на «Носорога»
Упомянутый в начале истории «Носорог» – не единственная примечательная деталь поместья в «Архангельском». Стены резиденции гендиректора «Корпорации развития» украшают, как сообщается, картины Ивана Шишкина и других известных русских живописцев, отдельный кабинет отведен под коллекцию эксклюзивных часов (там хранятся, в частности, инкрустированные бриллиантами часы работы Piaget стоимостью 100 тысяч долларов); в сейфах, которые обнаружились за стеллажами с обувью, – примерно такая же сумма кэшем.
В гараже – «Бентли», «Майбах» и два раритетных «Мерседеса». Арестованный вместе с Сергеем Масловым его первый зам, Владимир Караманов, задержан был также в коттеджном поселке – в районе Петрово-Дальнего на Новорижском шоссе. У него также имеется двойное гражданство (РФ и Австрии) и недвижимость за границей, а в особняке сотрудники правоохранительных органов также обнаружили крупную сумму наличностью и коллекцию ювелирных изделий. «Архангельское» при этом, как уточняют спецслужбы, – не единственная недвижимость, принадлежащая генеральному директору «Корпорации». За ним числятся также несколько квартир в Москве и недвижимость за рубежом (гражданства у Маслова два, российское и швейцарское).
И коллекционирование живописных шедевров, и строительство яхты – красивое, но дорогое удовольствие. Возможно, Сергей Маслов выбрал себе хобби не по карману. Точнее, не соотнес свои карьерные изменения и финансовые возможности. В начале 2000-х он был президентом компании «Транснефтепродукт», в 2008 году возглавил «Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу». Зарплата его, уже на посту гендиректора «Корпорации развития», в 2014-м году составляла, как сообщил сам Маслов на встрече с тюменскими депутатами, 1 миллион рублей. При том, что годовой доход корпорации составил 114 миллионов, на управленческие расходы ушло 140. В 2013-м году расходы на управление составили 291 миллион при выручке 193 миллиона. Эту сложную арифметику, видимо, теперь также перепроверят компетентные органы.
Справка
«Корпорация развития», главный офис которой находится в Екатеринбурге, выступает правопреемницей корпорации «Урал промышленный – Урал полярный». Проект, начатый еще в 2000-е годы, изначально должен был заниматься масштабной инфраструктуры, захватывающей север Урала и южные промышленные территории. Однако после смерти инициатора, полномочного представителя президента в Уральском федеральном округе Петра Латышева, структура была реорганизована и стала использоваться как инвестиционный инструмент. Акционерами «Корпорации развития», по данным базы «Спарк», являются администрации Тюменской области, ХМАО и ЯНАО; «Корпорации» принадлежат также несколько компаний, зарегистрированных в ХМАО, ЯНАО, Челябинске и Екатеринбурге. В совет директоров «Корпорации развития» входят заместители полпреда президента в УрФО Борис Кириллов и
Александр Моисеев.
Топ