Либерал на обочине: какую роль играл Алексей Улюкаев в правительстве
Во вторник Следственный комитет предъявил министру экономики Алексею Улюкаеву обвинение в получении взятки в размере $2 млн. Улюкаев — самый высокопоставленный чиновник, которого задержали по уголовному обвинению, за все время существования России с 1991 года. За эти деньги, как считает следствие, министр дал положительную оценку, которая позволила «Роснефти» выкупить госпакет акций «Башнефти» (его стоимость составляла $5,3 млрд, сделка была закрыта в октябре). Сам Улюкаев свою вину не признает — по словам его адвоката, министр считает произошедшее с ним «провокацией».
Либерал или нет?
Улюкаев считается человеком из команды Егора Гайдара. В 1988 году он начал работать в журнале «Коммунист», куда пришел именно по приглашению будущего идеолога либеральных реформ, а потом несколько лет проработал в правительстве Гайдара. С 2000 по 2004 год Улюкаев был заместителем министра финансов Алексея Кудрина, затем до 2013 года занимал должность первого зампреда Центробанка. Минэкономразвития Улюкаев возглавил по решению президента Владимира Путина, после того как бывший руководитель ведомства Эльвира Набиуллина перешла в ЦБ. В интервью Би-би-си в июне 2015 года Улюкаев говорил, что Егор Гайдар был его другом, и также называл своими друзьями Кудрина и Германа Грефа.
Задержание министра экономического развития — это «отстрел правых, точнее, либералов», заявил на круглом столе в Высшей школе экономики научный руководитель вуза Евгений Ясин. Грубее об Улюкаеве как о либерале из 1990-х годов выразился лидер КПРФ Геннадий Зюганов: «Он самый крупный огрызок, осколок гайдаровско-ельцинских времен» (цитата по сайту Компартии).
«Улюкаев в команде Гайдара, Улюкаев в ЦБ, Улюкаев, который стал министром экономического развития, — это разный Улюкаев. Как чиновник с большим опытом, он вынужден был адаптироваться», — говорит главный экономист банка ING по России и СНГ Дмитрий Полевой. В сравнении с большинством представителей власти Улюкаева можно называть либералом, но в целом «можно найти более либеральных людей», подчеркивает он: «Деление на либералов и нелибералов достаточно условно».
Споры о бюджете
Экономический либерализм обычно ассоциируется с поддержкой свободного рынка, частной собственности, ограничением вмешательства государства в экономику. При министре Улюкаеве экономическая политика представляла собой «попытки сохранить элементы либеральной политики» и выйти из стагнации благодаря дерегулированию экономики, считает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. «Основным локомотивом роста» для экономики России станут инвестиции, писал Улюкаев в программной статье для «Ведомостей», а стимулировать их нужно с помощью механизмов государственной поддержки. Деятельность иностранных инвесторов нужно разрешить во всех секторах, кроме непосредственно относящихся к национальной безопасности, говорилось в совместной статье Улюкаева и ректора РАНХиГС Владимира Мау, которая вышла в журнале «Вопросы экономики» в прошлом году.
Министерство Улюкаева неоднократно расходилось в ключевых вопросах бюджетной политики и развития экономики с Минфином. Улюкаев критиковал бюджетную политику за то, что она ставит в приоритет непроизводительные статьи расходов (такие как расходы на силовиков) над производительными, то есть теми, которые вносят вклад в будущий ВВП. Он предлагал защитить от секвестра расходы на человеческий капитал, провести бюджетный маневр по перераспределению финансовых ресурсов в пользу приоритетных направлений — «на развитие человеческого капитала, инноваций, повышение качества предпринимательского и инвестиционного климата в стране». Минфин настаивает на сокращении государственных расходов, а Улюкаев оговаривался, что инвестиционные расходы нужно сохранять. «У нас неэффективные расходы, их нужно сокращать. Но не должно быть негативной селекции. Сейчас она есть: мы сокращаем производительные расходы и оставляем непроизводительные», — говорил министр минувшим летом в интервью РБК. График снижения бюджетного дефицита «не должен быть слишком радикальным», а сам дефицит можно позволить, если власти знают, как его закрыть, и уверены, что способ его финансирования через несколько лет позволит увеличить благосостояние, заявлял Улюкаев в недавнем интервью Reuters.
В области социальной политики Улюкаев и Минэкономразвития выступают за повышение пенсионного возраста. Министр предлагал вариант повышения пенсионного возраста для мужчин и для женщин до 63 лет после 2018 года.
Не самое влиятельное министерство
При этом роль Минэкономразвития в экономических дискуссиях в России в последние годы снижалась, все более важными становились позиции Центробанка и Минфина, отмечает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. По ее словам, ведомство Алексея Улюкаева сейчас не играет главную роль и в формировании долгосрочной экономической политики — инициатива в этой сфере перешла к главе Центра стратегических разработок Алексею Кудрину. «Это минимизирует ущерб от событий вокруг Минэкономразвития», — подчеркивает эксперт.
Показательной является ситуация с прогнозом Минэкономразвития, который ложится в основу бюджета. Как писали «Ведомости», министерство меняло его трижды, подстраиваясь под нужды бюджетной верстки. В сентябрьской версии министерство ожидало роста экономики на 0,6, 1,7 и 2,1% в следующие три года. Через три недели ожидания ухудшились до 0,2, 0,9 и 1,7%, а спустя еще неделю — вернулись к изначальным показателям. В результате в проект бюджета были заложены «утилитарные» параметры, то есть не совсем отражающие объективные ожидания, говорил Улюкаев в интервью Reuters.
Сейчас Минэкономразвития — не самое влиятельное ведомство, хотя Улюкаев — авторитетный чиновник, говорит Евсей Гурвич. Раньше Минэкономразвития разрабатывало реформы, но они замедлились еще в середине 2000-х годов, а сегодня они и вовсе не востребованы, добавляет собеседник РБК. Кроме того, решения, касающиеся экономического развития страны, с некоторых пор «принимал бизнес», указывает он. Улюкаев работал в «консервативно-аналитическом стиле» и «не принимал быстрых и резких решений», сказал РБК вице-президент «Деловой России» Андрей Назаров.
Улюкаев изначально не поддерживал выкуп акций «Башнефти» «Роснефтью». «С моей точки зрения, «Роснефть» — ненадлежащий покупатель для такого актива», — сказал он в июле. «Госкомпании не должны участвовать в приватизации», — повторил он в августе. Однако уже 30 сентября Улюкаев заявил, что с формальной точки зрения «Роснефть» можно допустить к приватизации. Источник РБК, знакомый с министром, утверждает, что на Улюкаева давили, чтобы он выдал разрешение на покупку «Башнефти» «Роснефтью».
Топ