Без вины виноватый
На словах за бизнесмена власть готова любого порвать. Глава Верховного суда божится защищать предпринимателей от необоснованных уголовных «наездов», а президент России и вовсе предложил сажать за решётку на 10 лет тех, кто мешает деловым людям работать. На деле же на тюремных нарах «парят», как правило, самих предпринимателей, а вовсе не их обидчиков. Попытаемся разобраться в очередной истории атаки на бизнес, в результате которой уже страдает директор «Белгородэнерго» Виктор Филатов.
Отец пятерых детей знает об этом не понаслышке – полтора года Виктор Филатов уже «отмотал» в «Матросской тишине», а следствие по его делу всё никак не закончится. Его, генерального директора компании "АльтЭнерго", в прошлом руководителея «Белгородэнерго» - филиала крупной энергогенерирующей компании «МРСК-Центр», арестовали в июне прошлого года по делу о хищении. За полтора года следствия силовикам, по всей видимости, не удалось нарыть ни единой улики против него. Ну да не беда. У нас ведь издавна так: был бы человек, а статья найдётся.
Эффективный предприниматель? Посадить!
При Филатове «Белгородэнерго» процветал. Филатов и сети модернизировал, и новые подстанции строил, и биоэнергетику развивал. С его лёгкой руки в области запустили крупнейшую в России биогазовую станцию «Лучки». Кабинетным работником Филатов никогда не был – сутками разъезжал по объектам, самостоятельно разбираясь во всех рабочих нюансах. Времени на отдых у Филатова почти не оставалось – может, потому и не обзавёлся он яхтами и дворцами за рубежом. Зато те, кто работал у Филатова, очень достойно по областным меркам зарабатывали. А белгородская пресса трезвонила, что, де, если Филатову дадут поработать ещё пару лет в том же духе, область сможет вырабатывать до 75 процентов «чистой» энергии для всей нашей страны. Как сглазили.
Бежавший за границу гендиректор «МРСК-Центра» Евгений Макаров, эффективно руководил компанией. За шесть лет своего руководства он увеличил прибыль компании с 900 миллионов рублей до 4,7 миллиардов. А вот у его сменщика, Олега Исаева, как-то сразу не задалось с бизнесом – за год доходы упали с 4,7 миллиардов до 300 миллионов рублей. Дело, возможно, в том, что Исаев бывший сотрудник правоохранительных органов с двадцатилетним стажем. А не бизнесмен. Но если зарабатывать бывший силовик явно не умел, то техникой «перевода стрелок» он, кажется, за годы службы в МВД овладел профессионально. Вероятно, дело было так, смекнув, что за 16-кратное падение прибыли с него спросят сполна, Исаев стал строчить заявления в разные инстанции, мол, во всём виновато прежнее руководство с которым следственным органам неплохо бы разобраться.
Владимир Горелик, адвокат:
- Сама формулировка обвинения, выдвинутого Филатову, несостоятельна. О каком хищении и о каком ущербе можно вести речь, если команда специалистов из «КорСсис» – 200 человек! – провела работу и получила за это гонорар? Следствие утверждает, что часть персонала была «переведена» в «КорСсис» якобы из структур Филатова, но это же не так! Установлено, что работа была проделана и за эту работу со специалистами рассчитались. Полагаю, что здесь может иметь место подлог со стороны работников следствия, а точнее – злоупотребление своими правами. Следствие вовсю пользуется бесхребетностью судов, а суды уподобляются неким штамповщикам решений, нужных следствию. И следствие, набравшись наглости, начинает чудить – как в печальной истории с Филатовым.
Все вопросы к Чубайсу – а не к Филатову
Филатова обвиняют в хищении 240 миллионов рублей. Но хищение – это совершённое с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие или обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества. А те самые злополучные 240 миллионов проходят по договорам с подписанными актами выполненных работ, то есть работы были выполнены качественно и в срок, и этого суд похоже не отрицает. Но при чём же здесь тогда обвинение в хищении? Известно, как эти деньги были потрачены: на услуги специалистов из IT-компании «КорСсис», на зарплаты сотрудников, покупку оборудования и выплаты акционерам. О каком хищении может идти речь?
Важно понять следующее: если у «МРСК-Центра» получится выиграть в суде «дело Филатова», то аналогичные судебные процессы будут запущены и по месту работы остальных 10 филиалов компании, и исковая сумма дорастёт до 3,5 миллиардов рублей. Белгородское дело – как бы «пилотный проект» для МРСК, им очень важно сейчас его выиграть. А выиграть сложно: у следствия, по-моему, нет ни единого документа, который бы подтверждал факт хищения то ли 880 миллионов, то ли 240 миллионов – в чём, собственно, и пытаются обвинить Филатова.
А вот ещё нюанс. Распоряжение вывести непрофильные активы из «МРСК-Центра» отдало на тот момент ещё не упразднённое РАО ЕЭС - тут-то и появилось ОАО «КорСсис». Никакой самодеятельности в «Белгородэнерго» не предприняли – просто выполнили распоряжение вышестоящей структуры. А «невыгодные соглашения» ценой в 880 миллионов – расчёт со специалистами «КорСсис», создавшими единую платформу управления, контроля, документооборота и технического обслуживания для всех предприятий «МРСК-Центра», в том числе и для «Белгородэнерго». И, если уж решили посадить за решётку Филатова, то логично было бы подселить в его камеру и главу ликвидированного РАО ЕЭС Анатолия Чубайса, не так ли?
А пока следствие неспешно ищет крайнего, то и дело продлевая Филатову сроки ареста, по стране движется волна уголовных разбирательств, инициаторами которых могут выступать представители межрегиональных распределительных сетевых компаний и Россетей. Тверь, Волгоград, Ростов-на-Дону, - теперь вот и Белгород. Передел бизнеса? Устранение тех, кто по каким-то причинам стал неугоден? Кто-то собирается поживиться арестованным имуществом?
И что же в сухом остатке? Филатов продолжает томиться в «Матросской тишине», под залог его не отпускают. Доказательств у следствия не прибавляется – что понятно, откуда им взяться-то? При этом складывается впечатление, что не установлен даже сам факт хищения. Может пора главе СК Александру Бастрыкину взять дело под свой контроль? Филатова обвиняют в причинении ущерба – но о каком ущербе может идти речь, если предприниматель, выполняя распоряжение вышестоящего начальства, - лишь оплатил заказанные услуги? Представьте, что вы решили отремонтировать свою квартиру. Наняли ремонтную бригаду, которая вам всё побелила-покрасила. Вы расплатились, а затем продали квартиру.
И через несколько лет к вам приходит её новый хозяин – с полицией! – и обвиняет вас в том, что вы переплатили за давнишний ремонт. Абсурд? Встречавшаяся с Филатовым в СИЗО правозащитница Ева Меркачёва в беседе с корреспондентом «Версии» отметила, что хотя предприниматель и держится молодцом, физическое состояние у него не слишком хорошее. По данным нашего издания, Филатову не позволяют как следует ознакомиться с материалами следствия, не допускают к нему на свидания престарелую мать и несовершеннолетних детей, коих, повторимся, у Филатова пятеро. Не так давно Филатов в сердцах бросил силовикам: "Я крепил свой авторитет десятилетиями. Для меня это важно. Но вы разрушили мою жизнь. Выставили меня преступником». Обидно, чего там. И за нашу державу в том числе".
Борис Титов, уполномоченный при президенте России по делам предпринимателей:
- Ощущение такое, что вся наша государственная машина работает не в интересах частного бизнеса, а наоборот. Пока мы спасаем очередного предпринимателя, угодившего под её колёса, там же оказываются ещё несколько. Уголовных дел возбуждается ещё больше. К сожалению, переломить ситуацию нам пока не удаётся, она ухудшается, и такие истории, как в Белгороде, в целом не редкость. Бизнесмены создают добавленную стоимость, новые предприятия, новые рабочие места, работая и на себя, и на страну, а чиновники, тем временем, подминают этот бизнес под себя. Создавая проблему и для бизнеса, и для страны в целом. Если предприниматель расплачивается за выполненный фронт работ, а следствие подаёт это как хищение – это, безусловно, непорядок. Нужно разбираться детально.
Топ