Король аптечного алкоголизма
Последнее время в стране все чаще говорят о настойке боярышника. Этот лекарственный препарат давно заслужил любовь россиян своими удивительными свойствами, которые дает 70-100-процентное содержание спирта. Но особенно стал популярным во время кризиса и падения доходов. На рынке есть и другие подобные настойки, но слово «боярышник» стало общим названием для таких снадобий. Журналисты вспомнили, что один из ведущих производителей спирта для таких препаратов – ныне подзабытый бизнесмен Владимир Брынцалов.
Герой давно минувших дней
Фамилия «Брынцалов» вряд ли что-то скажет россиянину младше 30 лет. Но в свое время его знала вся страна, он был одним из символов 1990-х. Все были в курсе, что
Владимир Брынцалов сделал миллиардное состояние на лекарствах, что у него есть золотой унитаз, ну а квинтэссенцией стало участие бизнесмена в президентских выборах в 1996-м году. Брынцалов, не смотря на яркие дебаты (фееричный обмен часами и объятия с Жириновским со словами «один раз не…») набрал всего 0,16% голосов, заняв последнее место. И вскоре после этого постепенно исчез из публичной жизни. Но бизнес его по-прежнему цветет. И никакие кризисы ему не страшны. Предприниматель зарабатывает на спирте для лекарственных препаратов.
Об этом недавно вспомнили журналисты РБК. Издание провело большое расследование на тему рынка спиртосодержащих лекарств. Тема весьма актуальная. Во времена, когда реальные доходы населения резко упали и легальный алкоголь стал роскошью – такие препараты набирают большую популярность. Пить, может быть, и противно. Зато «чекушка» напитка стоит примерно сотню. Эффект будет примерно как от бутылки водки, цена которой в районе 200 рублей. Купить можно почти в любой аптеке. Такие настойки не являются алкоголем, а, значит, не попадают под закон. И в любой круглосуточной аптеке страждущий всегда найдет искомое зелье.
Спиртосодержащий Клондайк
Правда, российские власти время от времени пытаются бороться с излишним увлечением народа боярышником. Помнится, пару лет назад премьер Дмитрий Медведев предложил продавать спиртосодержащие препараты только по рецепту. Эксперты тогда замечали, что нигде в мире в аптеках такие лекарства не продаются, только в России. Но воз и ныне там. И дело не только в том, что на этих товарах бизнес может прекрасно заработать. Та же самая настойка календулы на спирту прекрасно помогает от простуды, и многие ей пользуются исключительно в медицинских целях. Попробуйте у народа отобрать последние дешевые лекарства! Шуму будет много.
Кстати, не меньше шуму уже было после того, как в Калуге на улице появился вендинговый автомат по продаже настойки боярышника. Кинул монетку и получил флакончик. При этом продавцы оборудования под названием «Боярка24» предложили любому желающему заняться этим бизнесом. И пообещали сумасшедшую прибыль: 36 тысяч рублей в месяц с одной точки. Соответственно, если установить 10 автоматов, то доход составит уже 360 тысяч рублей. Эдак можно не просто припеваючи жить, но и сколотить целое состояние или начальный капитал. Правда, заманчивая идея быстро развеялась. Власти Калуги демонтировали аппарат.
Кто-то мерит пузырьками, кто-то канистрами
То, что производить спиртосодержащие препараты выгодно, доказывают простые расчеты. В стране в год продают почти миллиард литров крепкого алкоголя. По данным Росалкогольрегулирования, россияне в пересчете на 40-градусную жидкость в год потребляют до четверти миллиарда литров боярышника и ему подобных товаров (имеется в виду потребление не в лечебных целях, а для скрашивания суровых российских реалий). Причем спрос на подобные настойки и лосьоны ежегодно растет примерно на 20%. И эти цифры довольно условны. Речь идет о рынке, который довольно трудно поддается подсчету. Никто ведь точно не знает, для чего тот или иной житель покупает в аптеке флакончик. Может быть действительно у человека горло болит или сердце колет. Тем не менее, возьмем расчеты регулятора за истину. Литр лекарственной настойки стоит в районе 400 рублей. Значит, в год россияне выпивают этой гадости примерно на 100 миллиардов.
В стране около двух десятков крупных производителей таких товаров. И у каждого выручка исчисляется в сотни миллионов рублей. Разливают в самые разные тары, от флакончиков в 25 миллилитров до канистр. Для того, чтобы производить эти препараты, требуется главный компонент (главный с потребительской, конечно, точки зрения) – спирт. И тут на сцену выходит вышеупомянутый Владимир Брынцалов. В прайс-листе его фармацевтического завода «Брынцалов-А» почти половину позиций занимает спирт крепостью от 70 до 95 градусов для приготовления лекарственных форм. Канистра сей жидкости стоит меньше 2000 рублей. А в пересчете на водку получается 20 рублей за бутылку. Владимир Брынцалов в интервью РБК в своей до боли знакомой манере цинично назвал вещи своими именами:
«Контингент, который эту фигню пьет, не будет водку покупать. У него на нее денег нет».
Ну, за чиновников!
Решений проблемы с аптечным алкоголем несколько. Все зависит от того, что считать проблемой. Например, не раз звучали предложения обложить эти товары акцизом. Не нужно быть большого ума, чтобы понять: власти переживают, видя, как огромные потоки денежных средств идут мимо казны. Но до сих пор ввести налог на боярышник не получилось. Нужно ведь доказать, что они производят алкоголь, а сделать это очень трудно. Полностью же запретить производство таких препаратов рука у властей не поднимается. Другое дело, что с боярышником, как это не парадоксально звучит, бороться и не нужно. Проблема ведь не в дешевых препаратах на спирту, а в том, что, как правильно подметил Брынцалов, у народа денег нет на приличные напитки. И культура их потребления тоже отсутствует. А это уже борьба не за деньги, а за здоровье нации, пьющей суррогаты, за человеческий капитал.
Ничего сверхъестественного, дело наживное. Нужно только не жалеть денег на здравоохранение, образование, а там постепенно и доходы у страны прибавятся, хватит и на водку и на коньяк в небольших дозах и под закуску из качественных продуктов. Но для этого нужно приложить слишком много усилий, которые не скоро приведут к результату. Нашим же власть имущим почему-то кажется, что можно написать пару законов, и жизнь наладится. Только она если и налаживается, то как от алкоголя, на короткое время. Вполне себе философия любителя разных снадобий на спирту Венечки Ерофеева: «И немедленно выпил».
Топ