Тарифы вылетают в трубу
Когда речь заходит о причинах роста стоимости коммунальных услуг, привычно называются непрозрачность рынка ЖКХ, коррупция, монопольное положение избранных компаний. Но это, так сказать, «в общем и целом». Поговорим о конкретике, например об отдельно взятом заводе. Выпускающий полимерные (или, по-народному, «пластиковые») трубы завод «АНД Газтрубпласт» и всю группу «Полимертепло», в которую он входит, окружает позитивный флёр выдающихся производителей и рачительных поставщиков.
Однако складывается ощущение, что их успехи связаны не только с качеством продукции, но и с весьма специфическими приёмами повышения «конкурентоспособности», которыми известны руководители группы. Возглавляет группу Мирон Гориловский, который одновременно является генеральным директором группы «Полипластик». В 2012 году Мирон Гориловский объявил, что он с этой компанией отказывается от московской «прописки» и переезжает в Омск. Известие вызвало большой резонанс – не каждый день крупное столичное предприятие регистрируется в провинции. Однако два года спустя, вызвав не меньший переполох, Гориловский вернулся в Москву.
Омский губернатор Виктор Назаров объяснил разрыв отношений с Гориловским «мягким шантажом». Похоже, что руководство производителя труб требовало удвоить объёмы приобретения своей продукции, однако это означало, что тендеры на закупку труб неизменно выигрывал бы Гориловский. Возможно, кому-то покажется удивительным, но область настаивала, чтобы он в соответствии с законодательством участвовал в конкурсах наравне с другими игроками рынка. А это, по всей видимости, оказалось неприемлемым для Гориловского. Понятно, что регионы дорожат возможностью регистрации значимых налогоплательщиков, особенно когда речь идёт о производственном предприятии, которое к тому же выпускает качественную продукцию и успешно конкурирует на насыщенном рынке. Не перешёл ли производитель в данном случае ту черту, когда подобный торг превращается в шантаж?
О том, что омский эпизод не случайность, а обычная практика, свидетельствует вердикт Арбитражного суда Москвы. В августе этого года судебная инстанция подтвердила законность решения Федеральной антимонопольной службы, которая уличила аффилированные с «Полимертеплом» структуры в сговоре с коммунальными службами Рязани, Санкт-Петербурга, Хабаровска и Ненецкого АО. Согласно вердикту заказчики, объявляя закупку на поставку полимерных труб, заранее договаривались со связанными с Гориловским компаниями о формировании технического задания самими участниками закупки с целью исключить победу в торгах конкурентов.
Впрочем, обеспечить лояльность местной власти можно разными способами. Например, в Подмосковье Гориловский и Буяновский, вероятно не без согласия экс-губернатора Громова, смогли посадить в кресло мэра города Климовска своего давнего партнёра Андрея Меньшова. В отношении новоявленного мэра, ранее судимого за квартирную кражу, вскоре возбудили уголовное дело по факту превышения полномочий. Похоже, что город за счёт бюджета стал закупать пластиковые трубы втридорога и без всякого конкурса. Тарифы на ЖКХ в городе при Меньшове стали самыми высокими в Московской области. Жители Климовска даже проводили митинги против коммунальной «обдираловки».
На этом фоне «Полимертепло» вовсю развернулось в столице, о чём поведал сам Гориловский. В недавнем интервью одним из ключевых событий последнего пятилетия для своей компании он назвал участие в столичной программе, в рамках которой удалось поставить городу сотню километров труб и несколько тысяч колодцев. Монополизация рынков и антиконкурентные сговоры между заказчиками и поставщиками оборачиваются, с одной стороны, неэффективными тратами для бюджета и ростом тарифов на услуги ЖКХ для рядовых граждан, а с другой – сверхприбылями для тех, кто допущен к выгодным заказам.
По данным рейтинга РБК-500, выручка за 2015 год только одного бизнеса Гориловского – группы «Полипластик» – составила 31 млрд рублей. Судя по всему, значительная часть этих средств оседает за рубежом. В 2013 году структурами, конролируемыми Мироном Гориловским и его партнёром Валентином Буяновским, были приобретены британская компания Radius Systems и все её дочерние предприятия, обслуживающие крупнейшие британские газовые, водопроводные и телекоммуникационные компании. Логика покупки не вполне ясна: если ты работаешь в России и СНГ, зачем покупать производственный актив довольно далеко от дома? Хотя логика может проясниться, если предположить, что покупка позволит законно выводить заработанные в России средства за рубеж.
Тем более что и дом, как выясняется, не так уж далеко. Похоже, что Мирон Гориловский и его жена Татьяна владеют недвижимостью в Лондоне по адресу 15 St. Edmund’s Square, а здесь же, в Harrods Village, вероятно, владеют недвижимостью супруги Буяновские. Если судить по постам в соцсетях, то Татьяна Гориловская проживает в Лондоне безвылазно, так же как и её дочь Анна. По-видимому, сам Валентин Буяновский, его жена Людмила и двое их сыновей – Илья и Дмитрий – являются акционерами компании Buyanovsky Property Management Ltd., а брат и племянница Валентина Буяновского владеют недвижимостью в британской столице.
Похоже, полиэтиленовые трубы «Полимертепло» помимо технических достоинств обладают одной чудесной способностью: они перемещают не только воду и прочие жидкости, но и рубли из кошельков россиян, которые в Лондоне могут оборачиваться долларами и фунтами для совладельцев группы.
Топ