Попался на офшорах
Утром 28 декабря произошел арест, который должен был всполошить многих видных бизнес-деятелей России. Сотрудники ФСБ пришли с обыском в «Компанию «Усть-Луга»», управляющую одноименным портом в Санкт-Петербурге.
Нагрянули и домой к главе этой компании - Валерию Израйлиту, который в итоге Новый год будет справлять в СИЗО. Ему было предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере - выводе 1,5 млрд бюджетных рублей, выделенных для порта. Под какие именно цели, пока неизвестно.
Правоохранители, рассказали знакомые с ходом дела источники, предполагают, что деньги «пилились» по довольно простой схеме: стоимость работ завышалась, и «остатки» денег делились между участниками аферы и выводились в офшоры.
Судя по всему, арест Израйлита был санкционирован на самом высоком уровне. По слухам, дело, в рамках которого был арестован экс-глава компании, было возбуждено еще в прошлом году. Тогда же заочно был арестован бывший руководитель «Усть-Лужской проектно-инжиниринговой компании» (УЛПИК) Александр Зарецкий, которого следствие считает непосредственным соучастником хищения и вывода за границу 1,5 млрд рублей.
После того, как господин Зарецкий возглавил УЛПИК, компания со 149 млн рублей прибыли в 2011 году быстренько скатилась до 73-миллионного убытка в 2013 году. В настоящее время актив вообще банкротится, как банкротится и ее основной собственник - «Промышленно-строительное товарищество» с долей в 75%. В каких финансовых обстоятельствах пребывает офшор, который владеет остальными 25%, неизвестно, но, скорее все хорошо.
Вот только Зарецкий сбежать успел, а Израйлит - нет. Возможно, последний считал, что от уголовного дела его спасут связи, которые, согласно распространенному мнению, «о-го-го какие». Вот только Валерий Соломонович, видимо, пропустил момент, когда с поста главы РЖД сняли в свое время облагодетельствовавшего Израйлита Владимира Якунина. А ведь он тоже, наверное, думал, что останется у дел при любых запросах.
Кстати, источники в ФТС узнали, что обыски, в том числе, могут быть связаны с поисками сотрудниками ФСБ контрабандных потоков. А одно «контрабандное дело» у усть-лужского порта уже есть. Речь идет об попытке провезти под видом стройматериалов элитного алкоголя. В рамках этого дела был арестован бизнесмен Дмитрий Михальченко.
Дрозденко в доле?
Отметим, что по информации «СПАРК-Интерфакс», 23,06% «Компании «Усть-Луга»» находятся в собственности лихтенштейнского офшора Investport Holding Establishment, еще 20,99% принадлежат Ленинградскому областному комитету по управлению госимуществом. Компания создавалась под задачи создания на Балтике торгового порта.
Сложно сказать, как компания, «проедающая» бюджетные миллиарды, вообще оказалась в частичной собственности офшорного акционера, но вот любопытный факт. В 2009 году компания «Усть-Луга» за 304,7 млн рублей продала этого самому офшору, зарегистрированному в Лихтенштейне, 2406 своих акций.
Шесть лет назад «Усть-Луга» взяла у ВТБ в долг 600 млн рублей под честное слово и бюджет Ленобластной администрации. Срок оплаты истек осенью 2015 года, однако в банке проявили обоснованное беспокойство еще в начале того года - компания кредит обслуживать перестала. Дело закончилось судебным иском о банкротстве.
Деньги вернулись в банк только летом этого года - после того, как суд в качестве третьих лиц привлек к ответу региональную администрацию и областной комитет по финансам. Ленобласть выплатила банку 532 млн рублей. Вроде бы компания пообещала частями вернуть региону уплаченные за нее деньги, но перечислила только половину суммы.
Готовность губернатора Дрозденко решать проблемы «Усть-Луги» вызывают прямо-таки умиление. Собственно, как и продала акций компаний офшору. Но есть и не такие умилительные факты в истории компании.
Например, в 2000 году компания «Усть-Луга» передала своей «дочке» - «Роснефтьбункеру» - бункеровочный комплекс мощностью 5 млн тонн в год для нужд заходящих в петербургский порт судов.
После ряда перипетий компаний «Роснефтьбункер» оказался в собственности олигарха Геннадия Тимченко, точнее - под контролем его фонда Volga Group, в позапрошлом году переименованном в «Усть-Лугу Ойл».
В 2010 году интерес к бункеровочному комплексу проявила компания «Транснефть». После того, как вторая очередь Балтийской трубопроводной системы была перенаправлена из Приморска в Усть-Лугу, объем «проходящих» через терминал нефтепродуктов с 2011 по 2013 года подскочил почти в 4 раза - с 6,48 млн до 25,65 млн тонн. Во столько же раз больше стала зарабатывать и компания Тимченко, доход которой возрос до 11,7 млрд рублей.
Летом 2015 года Тимченко продал 74% «Усть-Луги Ойл» бизнесмену Андрею Бокареву. По оценкам экспертов, сумма сделки без учета долга могла составить 110–130 млрд рублей…
Вопрос в том, куда смотрел госсобственник «Компании «Усть-Луга» в лице властей Ленинградской области? Или не могли отвлечься от пересчета причитающегося «барыша» за успешно «слитый» в нужные руки доходный актив?
Кстати, уголовное дело «украсило» и непосредственное строительство той самой второй очереди Балтийской трубопроводной системы. Для трубопровода, как оказалось, закупались трубы низкого качества или вообще бывшие в употреблении. В кармашки авторов «распила» в итоге отправились более 3 млрд рублей. А летом этого года суд вынес приговор по этому делу - бывшему советнику председателя совета директоров «Усть-Луги» Наталье Беляковой, которую приговорили в полутора годам заключения.
Но вернемся к главному «герою дня». Тем более, что он - непосредственный участник следующих событий. Как известно, гендиректорствовал в «Усть-Луге» Валерий Израйлит с 1999 года, а в 2005 году вошел в совет директоров компании.
В 2012 году причал «Роснефтьбункера», тогда уже принадлежащего Геннадию Тимченко, частично обрушился. Причина обрушения выяснилась довольно быстро - «Северная дноуглубительная компания», которая вела на объекте соответствующие работы, нарушила правила техники безопасности. Что интересно, компанию называют связанной с ныне томящимся в СИЗО Израйлитом. В 2015 году СДК была признана банкротом. В компании, долги которой составляли более 3,8 млрд рублей (миллиард из них - по иску Росморпорта), было открыто конкурсное производство.
Знакомые с ситуацией предполагают, что раз санкции на арест Израйлита была даны с «самого верха», то выйдет глава «Усть-Луги» из неволи, лишь дав показания на ряд известных людей.
Кого «сдаст» Израйлит?
Кому же стоит опасаться момента, когда у Валерия Израйлита развяжется язык? Например, таинственному собственнику того самого офшора Investport Holding Establishment, владеющего 23% «Усть-Луги». Официально имя счастливчика не разглашается. Но знающие люди поговаривают, что офшор связан с помощником Президента РФ Игорем Левитиным.
В бытность Левитина министром транспорта России значительно поправил свои дела «авторитет» Илья Трабер, больше известный под кличкой «Антиквар». Не исключено, что именно тогдашнему главе Минтранса люди Трабера обязаны своим неожиданным карьерным ростом. В частности, один из ближайших к Траберу людей - Игорь Русу стал сначала замглавы находящегося в ведении министерства транспорта Росморречфлота, а в 2009 возглавил Росморпорт, где просидел до 2011 года
Кстати, с 2005 по 2007 год, когда Израйлит засел в совет директоров «Усть-Луги», ее возглавлял как раз Игорь Русу. Так что эти господа прекрасно знакомы. После чего Русу переместился командовать Росморпортом, который как раз и занимается финансированием строительных работ в российских портах, в частности, и в Усть-Луге. Так что продвижению компании «Усть-Луга» по тернистому пути получения миллиардных господрядов ее владельцы обязаны, скорее всего, двум Игорям - Русу и Левитину.
Логично предположить, что и за 1,5-миллипрдный «распил» с них неплохо бы спросить?
Кстати, господин Русу в 2013 году переместился к следующему проекту, связанному со строительством порта. А точнее, стал гендиректором «дочки» Росморпорта - РМП «Тамань», занимающемся строительством причалов для порта на Таманском полуострове в Краснодарском крае. Не исключено, что в ближайшем будущем правоохранители заглянут «пошуровать» и в документах этой компании.
В любом случае, знакомые с ходом расследования уверены, что Валерий Израйлит свободу свою ценит, и потому молчать не будет. Вопрос, куда же делись 1,5 млрд рублей, очень скоро зададут целой «плеяде» известных людей. Впрочем, в отличие от Израйлита у них еще есть немного времени, чтобы сбежать в Израиль.
Топ