Мусин «вывел» вкладчиков из Татфондбанка
Татфондбанк, дыра в капитале которого превысила 110 млрд рублей, еще летом прошлого года, как мог, поправлял свои финансовые дела - в прямом смысле, за счет вкладчиков банка. Стало известно, что с июля по октябрь 2016 года своих денег в ТФБ фактически лишились порядка 2 тысяч вкладчиков. Речь идет о сумме порядка 4 млрд рублей, которая в итоге в ходе реализации мошеннической схемы пополнила капитал татарстанского банка.
Сотрудники банка предлагали вкладчикам - причем, исключительно тем, на счетах которых были суммы более одного миллиона рублей - переоформить вклады на более выгодных условиях. В итоге выгодными они оказались исключительно для акционеров Татфондбанка.
«Мы приходили продлить вклад, и нам предлагали разместить денежные средства на другом счете под более высокую ставку при условии сохранения их страхового покрытия. Такое предложение делалось только клиентам с суммой более 1 млн рублей», - рассказывают пострадавшие.
Вкладчики в своем большинстве, конечно, соглашались - это результат низкой финансовой грамотности россиян, которой и воспользовался банк. Вот только на деле вкладчики становились клиентами дочерней компании Татфондбанка - «ТФБ-Финанс». После этого оказалось, что инвестиционная «дочка» татарстанского банка на все полученные от вкладчиков ТФБ деньги накупила облигаций тонущего Татфондбанка!
С юридической точки зрения эти вкладчики перестали быть клиентами банка, однако об этом они узнали только тогда, когда обратились с Центробанк с заявкой на компенсацию. Средняя сумму вкладов пострадавших в результате мошеннических действий составляет 2 млн рублей. Таким образом, всего сотрудники Татфондбанка обманом лишили клиентов сумму порядка 4 млрд рублей. В компенсации Центробанк пострадавшим, соответственно, отказал. Разумеется, в банке предложение перезаключить договор обставлялось с точки зрения выгоды клиента. Как рассказывают некоторые пострадавшие, создавалось полное впечатление, что, приняв предложение менеджеров банка, они только выиграют. Об остальном - по возможности, ни слова…
«Копипаст» Мусина
Напомним, что с 15 декабря прошлого года в Татфондбанке была введена временная администрация, управление финансовой организацией взяло на себя Агентство по страхованию вкладов. Эксперты не безосновательно подозревают, что «дыра» в размере 110-115 млрд рублей в капитале банка взялась «не с потолка» - средства, предположительно, были банально выведены. Называются даже конкретные имена «авторов» схемы вывода. Тем более, что опыт подобных афер за плечами у них уже есть.
В частности, подозрения падают на акционера Татфондбанка и бывшего депутата парламента Татарстана - Роберта Мусина, который с приходом ревизии АСВ в банк был отстранен от должности председателя правления банка. Напрямую и аффилированно - в основном, через цепочку российских и офшорных компаний, которая замыкается на «Новой нефтехимии», владеющей 23,17% акций Татфондбанка. Видимо, поздновато господина Мусина отстранили, так как руководство банка (ведь не «втюхивали» же вкладчикам мошенническую «услугу» рядовые сотрудники банка по собственной инициативе?!) успело предпринять попытку «обчистить» санируемый Татфондбанком банк «Советский». И попытка бы удалась, если бы не вмешались миноритарии «Советского». Тем, более что не удалась эта попытка только исходя из судебного решения.
А вот где 15 млрд рублей, которые банк-санатор (то есть который вообще-то должен заниматься оздоровлением санируемого банка) взял в кредит (!) у «Советского», никто в настоящее время не знает. Вернее, не знает общественность.
Но все по порядку. После того, как Татфондбанк взял на санацию банк «Советский», он через некоторое время занял у последнего ни много ни мало 14,8 млрд рублей. Это несложно было сделать, пользуясь зависимым положением санируемого банка. Собрания акционеров в «Советском», который бы одобрил предоставление кредита, изначально не проводилось. Проценты за пользование теми 14,8 млрд рублей Татфондбанк «Советскому» также выплатить не потрудился.
Но тут в дело вмешались миноритарные акционеры «Советского» с общей долей в незначительные, казалось бы, 0,000099999% акций банка. К сожалению, для господ владельцев Татфондбанка, даже такая доля позволила держателям акций санируемого банка вмешиваться в процесс оздоровления. Именно они как раз и возразили против «высосанного» у «Советского» Татфондбанком кредита. И обратились в профильные контролирующие органы, заявив, что ТФБ просто «обчистил» «Советский», воспользовавшись своим доминирующим положением. Да еще и провернул это не слишком грамотно - не вписался в законы РФ.
Предоставление Татфондбанку кредита миноритарные вкладчики «Советского» оспорили в суде, который безоговорочно встал на их сторону и обязал руководство татарстанского банка вернуть полученные средства. Краеугольным камнем стал именно тот факт, что перед выдачей кредита не проводилось собранием акционеров «Советского» - данное требование обязательное, когда речь идет о межбанковских кредитах.
Топ-менеджмент Татфондбанка и, как считают знакомые с ситуацией, лично Мусин предприняли попытку скорректировать ситуацию в свою пользу. В числе акционеров Татфондбанка - некий Ильдус Мингазетдинов. Он - личность достаточно известная. Считается одним из самых верных партнеров и соратников Мусина. Через компанию «Артуг-финанс» господин Мингазетдинов владеет 5,49% акций ТФБ. Кроме того, ему через контору под названием «АРТУГ» принадлежит еще 1,7% ТФБ. Более того, этот господин не только владеет акциями банка, но в разное время занимал в ТФБ «топовые» должности - главы совета директоров и председателя правления.
Для того, чтобы 15-миллиардный кредит был одобрен, нужно было согласие акционеров. Но голосовать имели право только те, кто не имеет никакого отношения к получателю кредита - Татфондбанка. А достаточного количества «нужных» акционеров, которые проголосовали бы «правильно», не набиралось. Тогда Татфондбанк продал часть акций «Советского» фирме «АИФ-трейд».
Формально компания не была связана с владельцами ТФБ. Но это только на первый взгляд. А суть такая: собственником фирмы является Ильшат Абдрахманов, который руководит компанией «Реал Групп». Он же бывший владелец ООО «Реал Групп». С лета прошлого года совладельцем этой последней конторы с 50-процентным участием значится Рафаэль Мингазетдинов, также «фигурант» списка аффилированных лиц Татфондбанка и, скорее всего, сын Ильдуса Мингазетдинова.
Напрашивается вывод, что акционеры Татфондбанка просто нашли подставное лицо, которое с юридической точки зрения было бы не связано с ТФБ. После того, как акции «Советского» перешли к «АИФ-трейд», было созвано собрание акционеров, которое, конечно, закончилось победой Татфондбанка. Вот только суд впоследствии эти принятые уже после получения кредита меры не убедили. Суд постановил вернуть незаконно полученный кредит. Вот только был ли он возвращен или так и застрял на счетах Татфондбанка - вопрос до сих пор остается без ответа…
Впрочем, схема с кинутыми вкладчиками не блещет оригинальностью. В свое время аналогично вкладчиков лишил денег и скандально известный банк «Траст», который отказался компенсировать потерянные средства держателям кредитных нот на сумму в 20 млрд рублей. К сожалению, судебная практика складывается таким образом, что если банку удалось уговорить клиентов преобразовать вклады в другие финансовые инструменты, вернуть день потом практически невозможно. Так что в данном случае «Мусин и компания», скорее всего, воспользовались плодами чужого «гения мошенничества».
Власти Татарстана «темнят»
Несмотря на то, что правительство Республики Татарстан является акционером банка, власти в добровольном порядке пострадавших от мошеннических действий руководства ТФБ о том, что их деньги просто «сгорели», уведомить не сочли нужным. Тем не менее, представитель Минэкономики республики, курирующего историю с банком, заявил, что буквально «каждое совещание» в ведомстве обсуждают эту и другие проблемы. То есть, что получается, власти о ней знали, но сами вкладчики узнали о фактической краже своих денег только когда обратились за компенсацией в ЦБ, где им было отказано?
Выглядит не слишком красиво: акционер банка и представители власти республики в одном лице не просто позволяют «обобрать» 2 тысячи вкладчиков на 4 млрд рублей, но даже и не сообщили пострадавшим о том, что вкладом в Татфондбанке у них больше нет! Возможно, «неустановленным лицам» из числа обитателей властных кабинетов Республики Татарстан уже пора спешно собираться и бежать за пределы Российской Федерации - со дня на день к ним могут пожаловать представители Следственного комитета.
Вызывает сомнение и другой момент. Когда речь зашла о санации Татфондбанка, руководство республики отказалось принять в ней финансовой участие. Было упомянуто бюджетное правило, не позволяющее региону сверх установленного максимума наращивать долг. А ведь Агентство по страхованию вкладов надеялось получить от Татарстана до 28 млрд рублей. Не желали соглашаться чиновники и на другой вариант: санацией займется АСВ, а доля РТ в банке сократится до 25%. Ну, в этом случае отказ объяснялся вполне понятно - неизбежным приходом в банк все тех же правоохранительных органов. Руководство республики в лице отдельных «звезд» не только полетело бы со своих постов, но и свободу бы могло потерять.
Тем не менее, крупный акционер не мог не знать, что творится в банке. Но мер своевременно не принял. Вернее, вообще не принял. Встает вопрос: а не «крышует» ли власть Татарстана в лице все того же главы республики Рустама Минниханова талантливых умельцев в вопросе вывода денег из банка - возможно, того же господина Мусина? Или просто выеденные денежки делились между всеми участниками, и «сдавать» СКР такую «сытную кормушку» было не в интересах всех крупных акционеров? Практика показывает, что пострадавшие вкладчики вряд ли смогут вернуть свои средства. Одна надежда на правоохранительные органы, которые в ходе расследования должны «извлечь» Роберта Мусина и всех причастных к махинациям в Татфондбанке, в том числе, и среди представителей власти. И усадить их туда, где им самое место - на скамье подсудимых.
Топ