Геннадий Тимченко свалит вину за хищения в ПЧРБ на стрелочника Дмитрия Меркулова
Напомним, в октябре 2016 года случился невиданный для Чехии скандал – принадлежащий ПЧРБ Европейско-российский банк не захотел выплачивать вклады клиентам. Вскоре банк лишили лицензии, что интересно, чешский регулятор назвал причиной закрытия «нефункционирующие системы контроля и покупку облигаций с нарушением закона». До этого был лишен лицензии «материнский» банк – ПЧРБ. Сейчас начали «находить» виновных. В частности, вчера, 19 января, Басманный райсуд Москвы санкционировал арест Дмитрия Меркулова. Банкира считают причастным к воровству 2 млрд рублей.
Пока, по данным ФСБ, ясно, что Меркулов перед отзывым лицензии начал распродавать недвижимость и предприятия. Так, им были подписаны два договора по сделкам на сумму 475 млн рублей. Которые до банка просто не дошли. Чекисты подозревают, что Меркулов мог вывести еще 1,5 млрд рублей. Подчеркнем, непонятна судьба шести тысяч чешских вкладчиков, которые держали в ПЧРБ 1,3 млрд долларов.
Меркулов - «козел отпущения»?
Нет, конечно, говорить, что Меркулов не виноват, было бы странно. Силовые структуры обладают доказательной базой на финансиста. Но разве кроме вице-президента в хищениях больше никто не участвовал? ЕРБ принадлежал на 92% некому Роману Попову, который также был членом правления ПЧРБ и его формально единственным владельцем. Что это за человек и на кого он работал? А взрастил Попова никто иной как российский, вернее финско-швейцарский, Геннадий Тимченко (гражданин Швейцарии, платит налоги в Финляндии). У него Попов работал в «Стройтрансгазе» как минимум 10 лет - с 1992 по 2002 год. А после за «выслугу лет» топ-менеджеру позволили выкупить часть акций компании.
Напомним, что издание Mladá fronta Dnes получило информацию, согласно которой «некоторое время назад часть средств из Европейско-российского банка была перемещена за рубеж посредством облигаций». Похоже, стоит, как минимум, чешским правоохранителям допросить Попова. По данным Mladá fronta Dnes, часть денег активов Попова вначале оказалась в Австрии, а потом в Швейцарии, где как раз ведет свои дела Тимченко. Это только версия, но правоохранительные органы не могут ее проигнорировать.
Поп«off»
Напомним, что господин Попов не первый раз фигурирует в международном скандале. Так в 2012 году менеджер оказался втянут в историю, которая началась после того как банки «прекратили бизнес с иранскими компаниями». На исламскую республику были наложены санкции. Работать с Тегераном остался только Первый чешско-российский банк (ПЧРБ). Отметим, что Попов являлся тогда главой Российско-иранского делового совета. Он заявлял, что «если говорить о ПЧРБ, то изначально он был ориентирован на импортно-экспортные операции, среди клиентов были в том числе трейдинговые компании». Он очень смешно оговаривался, когда говорил «в основном это российские компании, иногда может быть швейцарский брокер (намек на Тимченко?), который торгует металлом, но, по сути, происхождение у него российское, и товар, который он продает, это товар российских металлургов».
Отметим, что господина Тимченко, вернее, его менеджеров подозревали даже в связях с ИГИЛ (организация признана террористической и запрещена в России). В начале 2016 года одна из структур миллиардера достроила завод в Сирии. Правда, эта территория находилась под контролем террористов из «Исламского государства» (запрещено в РФ). Как это получилось сделать? Не по договору ли с исламистами?
По версии американских СМИ, сославшихся на осведомленный турецкий источник, через Hesco якобы просто договорился с исламистами о продолжении строительства завода!
«Официально правительство сирийского президента Башара Асада и его российские союзники находятся в состоянии войны с «Исламским государством» (запрещено в РФ). Однако газоперерабатывающий завод в Северной Сирии, подконтрольный джихадистской группировке, доказывает тот факт, что деловые связи между сирийским режимом и ИГИЛ сохраняются. По данным турецких чиновников и сирийских повстанцев, это предприятие является местом взаимодействия ИГИЛ и российской энергетической компании, имеющей связи с президентом Владимиром Путиным», - говорилось в статье иностранных журналистов-расследователей.
Это лишь демонстрирует уровень сознательности менеджеров Тимченко, среди которых, конечно, и Попов, к которому мы возвратимся. Кроме вывода средств в ПЧРБ и обмана чешских вкладчиков, «поповцы» занимались еще кое-чем. А именно финансировали европейских политиков, лояльно относящихся к нынешней власти в Кремле. Так, в конце 2014 года французские журналисты сообщили о «получении партией Ле Пен кредита в Первом Чешско-Российском банке в размере 9 млн долларов». Мари Ле Пен сразу поторопилась дать комментарии, сославшись на то, что «банк, о котором идет речь, «не кремлевский, а частный».
Как оказалось, имел отношения с банком Жан-Люк Шаффхаузер, который избрался в Европейский парламент от коалиции Rassemblement Bleu Marine. Казалось бы, многим партиям помогают иностранные инвесторы — это норма. Только эти инвесторы некоммерческие, общественные и международные организации по продвижению прав человека или расовой недискиминации. Зачем банку, да еще частному, давать деньги политику? Пояснять такие вопросы французские политики не стали.
Зато Ле Пен заинтересовалась французская финансовая прокуратура. Ее заподозрили «в умышленном сокрытии доходов и начала предварительное расследование». В середине февраля 2016 года «обыски прошли в штаб-квартире НФ уже по подозрению в нецелевом использовании бюджетных средств ЕС». По одной из версий, Ле Пен получала деньги от Чешско-российского банка. Так вот где могут быть деньги чешских вкладчиков! Достаточно прибыльное дело. Если нужно кого-то профинансировать, и, наверное, поболее чем на 9 млн евро, просто берутся деньги вкладчиков и отдаются. И ты чист, и партнеры довольны. Но эту версию уже должны проверять правоохранительные органы как минимум трех стран: Франции, России и Чехии.
Есть еще одна деталь в 2011 году господин Тимченко был избран главой экономического совета французских и российских предприятий Франко-российской торгово-промышленной палаты (CCIFR). Кстати, в 2013 году «за взаимодействие с энергетической компанией Total в области освоения газовых ресурсов Ямала» Тимченко получил французский орден почетного легиона. У миллиардера много интересов во Франции, а его поместили в санкционный список США, что, конечно его бизнесу вредит. А вот в санкционный список ЕС Тимченко не попал благодаря бизнес-лобби Франции. Интересно, использовался для этого ПЧРБ?
Возвращаясь к Меркулову. Странным образом вице-президента компании, на которого есть предположительные данные по выводу 475 и еще 1,5 млрд рублей, арестовывают, тогда как его непосредственного начальника и владельца банков Попова даже не допрашивают. Не говоря уже о Тимченко. Возможно, Меркулов просто станет неким «козлом отпущения», которого промурыжат в судах пару лет, а потом выпустят по УДО, если, конечно, вину докажут. А Попов с Тимченко продолжат делать «легальный бизнес».
Топ