Дмитрий Мазепин парализует «Тольяттиазот»
Акционеры «Тольяттиазота» (ТоАЗа) не могут больше года собраться на собрание. Очередная попытка запланирована на 29-е апреля. Собранию рекомендовано советом директоров завода не выплачивать дивиденды за 2016 г. «ТоАЗ» вот уже который год бьется в конвульсиях корпоративного конфликта. И на повестке дня будущего собрания стоят, в основном, организационные вопросы – новая редакция устава, положение о совете директоров, общем собрании и ревизионной комиссии.
Заводу сейчас не до выплат. Впрочем, как, казалось бы, и не до модернизации, которая «ТоАЗу» нужна как воздух. Тем не менее, завод объявил о реализации инвестиционной программы по увеличению мощностей предприятия. Планируемые вложения – 80 млрд. руб. Пока «ТоАЗ» не сообщает, где он собирается взять деньги, лишь подчеркивая, что это будут собственные привлеченные средства. Интересно откуда и каким образом их собираются привлечь, потому как, мягко говоря, средства нужны не малые.
Новый агрегат по производству аммиака, который станет восьмым на заводе, позволит увеличить объем производства на 23%. Установка должна заработать в 2019 г. Однако из-за нынешнего состояния завода все эти планы могут оказаться фикцией. И эксперты, и миноритарные акционеры сомневаются, что «ТоАЗу» удастся привлечь деньги, когда против основных собственников возбуждены уголовные дела, а имущество завода арестовано. Так что планы планами, а суровая действительность диктует свои условия.
Сначала надо завершить расследование уголовных дел, потом снять арест с имущества. Тогда уже и о модернизации можно думать. Однако все перечисленное сделать далеко не просто, поскольку на завод явно точит зубы владелец «Уралхима» миноритарный акционер Дмитрий Мазепин. Захватить или обанкротить «ТоАЗ» он не может а вот воду вокруг завода мутит. «ТоАЗ» является прямым конкурентом «Уралхима». Естественно, что Дмитрий Мазепин делает все, чтобы парализовать работу завода. И доля его акций – около 10 % - позволяет хотя бы пытаться это сделать.
Обвинение в неуплате налогов
«ТоАЗ» был построен еще в 1979 г. На сегодня это крупнейший в России производитель и экспортер аммиака. Доля «ТоАЗ» в России составляет 20%, а в мире - 11%. Так что биться Дмитрию Мазепину есть за что. Первое уголовное дело было возбуждено против в «ТоАЗа» в 2005 г. Основной акционер Владимир Махлай и управляющий компанией Александр Макаров были обвинены в неуплате налогов за 2002-2004 гг. По материалам следствия, они продавали компании Nitrochem Distribution AG азот на 20% ниже рыночной стоимости, а та уже реализовывала его по мировым ценам. В результате казна не досчиталась 280 млн. рублей. Против Махлая и Макарова было возбуждено уголовное дело и оба сбежали за границу, откуда Владимир Махлай до 2011 г. продолжал руководить заводом.
Россия пыталась экстрадировать Махлая и Макарова в 2008-2009 гг., однако Великобритания отказалась их выдавать. Там давно поняли, что в России политические и экономические дела настолько переплетаются, что разделить их иногда, практически, невозможно. В 2010 г. против фигурантов были прекращены уголовные дела, однако в Россию они так и не вернулись. В том же 2005 г. компания Synttech Group, контролируемая Виктором Вексельбергом, приобрела 7.5% акций «ТоАЗа». Махлай встретил новых партнеров в штыки, подозревая, что они предпримут попытку недружественного поглощения. Это и стало первым конфликтом акционеров.
Пришествие Дмитрия Мазепина
В 2008г. Synttech Group продала свою долю Дмитрию Мазепину, который постепенно довел ее до 10%. И сразу потребовал, чтобы ему предоставили отчетность и список акционеров завода. Однако «ТоАЗ», зная, что за Мазепиным укрепилась слава рейдера, отказался это сделать. К тому времени, когда «ТоАЗ» опубликовал в 2009г. первую отчетность, Мазепин подал уже 17 исков с требованием дать ему доступ к документам.
Британский судья Эмма Арбутнот открыто называла Дмитрия Мазепина рейдером. Поводом для этого, видимо, послужило сфальсифицированное им дело против «ТоАЗа». В начале 2012г. миноритарий решил привлечь к ответственности руководство «ТоАЗ» якобы за то, что ему не предоставили реестр акционеров завода, из-за чего у Мазепина сорвалась сделка на $230 млн. по продаже его доли офшору Belport Investment Ltd. Впрочем, этот номер у Мазепина не прошел, так как было установлено, что все необходимые документы ему были предоставлены.
Зато остальным акционерам сразу стали видны истинные интересы Дмитрия Мазепина. Давление со стороны миноритарного акционера на мажоритарных акционеров с целью заставить продать их свои акции является классической рейдерской схемой. А сами действия Дмитрия Мазепина – попыткой манипулировать судебной системой.
Руководство «ТоАЗа» отстранили
В 2012 г. опять возбуждается уголовное дел против руководства «ТоАЗа». И, скорее всего, с подачи неутомимого Дмитрия Мазепина, который в отсутствие основных акционеров плетет вокруг завода свои интриги. В деле опять фигурирует компания Nitrochem Distribution AG. Обвинения те же самые, что предъявлялись в 2005 г. Владимиру Махлаю и Александру Макарову. Правда, последний уже в деле не фигурирует.
Зато в числе обвиняемых в продаже азота по заниженным ценам полку прибавилось. Список фигурантов пополнили Сергей Махлай, сменивший отца на посту директоров в 2011 г., экс-гендиректор завода Евгений Ковалев, руководитель компании Nitrochem Distribution AG Беат Рупрехт и Андреас Циви, руководитель Ameropa AG, чьей дочерней компанией является Nitrochem Distribution AG.
А в 2014 г. возбуждается еще одно уголовное дело о злоупотреблении полномочиями. Руководство «ТоАЗа» обвинили в том, что они незаконно вывели из завода ликвидные активы – метаноловое производство – чем нанесли ущерб в $1.5 млрд. Казна не дополучила налогов на сумму 5 млрд. руб. В сентябре 2015 г. суд отстраняет от исполнения полномочий Сергея Махлая и Евгения Королева и заочно арестовывает их, мотивируя это тем, что на свободе они могут давить на следствие и продолжать свою преступную деятельность, нанося вред «ТоАЗу».
Альтернативное собрание
Совершенно понятно, что за наездом на руководство завода кто-то стоит. Как говорят следователи – ищите, кому это выгодно. А выгодно это больше всего может быть только миноритарному акционеру Дмитрию Мазепину. И скорее всего, он стоит и за очередным корпоративным конфликтом на «ТоАЗе». Альтернативное собрание акционеров провел миноритарий Евгений Седыкин, который поддерживался рабочими завода, у которых якобы незаконно были отобраны акции.
Вообще получается какой-то бред. Прошло альтернативное собрание, которое выбрало альтернативный совет директоров и собственного генерального директора. После этого даже занесли запись в ЕГРЮЛ. Естественно, внесение записи было отменено вышестоящей налоговой инспекцией. А «ТоАЗ» пришлось в суде оспаривать решение альтернативного собрания.
Мазепин не отступается
Можно не сомневаться, что конфликты на «ТоАЗ» будут продолжаться пока Дмитрий Мазепин не успокоится. А это вряд ли случится, пока «ТоАЗ» окончательно не хватит «паралич». Именно этого, по всей видимости, и добивается Дмитрий Мазепин. И он, скорее всего, является инициатором и источником всех последних конфликтов «ТоАЗа». Запланированное на 29 апреля собрание должно было состояться давным-давно. Еще в феврале прошлого года. Однако, как видим, это не может произойти до сих пор. Причиной является неявка акционеров. А без них никто не продлит полномочия членов совета директоров и или не переизберет новых.
И опять чувствуется рука умелого рейдера. Сорванное собрание акционеров было назначено на 7 утра воскресенья. Какой здравомыслящему человеку это может прийти в голову? Здравомыслящему не может, а желающему остановить работу завода – вполне. Мировой лидер в производстве аммиака лишен стратегического управления. «ТоАЗу» грозит дисквалификация должностных лиц. Не этого ли добивается Дмитрий Мазепин? Учитывая, что сорвалось уже 5 собраний акционеров, срыв собрания 29 апреля вполне предсказуем. Удивительно, как один человек, преследуя личные интересы, своими кознями вершит судьбу химического гиганта России. Или стране не нужны налоги, которые платит «ТоАЗ»?
Может быть, стоит следственным органам обратить внимание на ситуацию вкруг завода? И одним махом ликвидировать источник конфликта, дав «ТоАЗу» возможность, наконец-то, спокойно работать и развиваться. Иначе, в конце концов, Дмитрию Мазепину удастся добиться своей конечной цели – парализовать работу завода.
Топ