Царь с горы
Рамзан Кадыров – один из самых влиятельных глав регионов в России. Однако сейчас, похоже, для чеченского лидера наступают непростые времена. Чем всё это обернётся и не решат ли в Москве, что необузданность чеченского лидера начинает мешать федеральному центру? Скандал с преследованием чемпиона мира по ММА Мурада Амриева показывает, что отношение к Рамзану Кадырову, похоже, начало меняться.
До сих пор положение Кадырова считалось незыблемым. Не сказался на нём даже конфликт с силовиками. Он разгорелся в 2015 году, когда сотрудники ставропольской полиции в ходе спецоперации на территории Чечни убили местного жителя. Глава республики тогда заявил, что разрешает местным правоохранителям открывать огонь на поражение по их коллегам из других регионов РФ, если те не согласовывают свои действия на территории Чечни с властями республики. По слухам, руководителям силовых структур это не понравилось и они пытались привлечь внимание к балансирующему на грани сепаратизма заявлению Кадырова. Однако никаких оргвыводов сделано не было.
Причина в том, что в Кремле главу Чечни считают безальтернативным лидером. Якобы лишь он один способен держать там дела в относительном порядке. Впрочем, подобного мнения придерживаются не только в Кремле – согласно недавнему опросу ВЦИОМ, всё больше россиян из разных регионов стали симпатизировать Рамзану Кадырову. Например, доля тех, кто питает к нему уважение, в прошлом году составляла 31%, а в нынешнем выросла до 42%. С 15 до 24% увеличилось число граждан России, которым глава Чечни внушает доверие. Более того, Кадырова порой даже называют возможным преемником Путина на президентском посту! Вот вопрос: что, если в Кремле решили, что такая любовь к региональному руководителю – это уже чересчур? Как бы то ни было, но в последние месяцы на руководителя Чеченской Республики проблемы как будто навалились разом.
Неудачное покушение
Так, в апреле появилась информация о том, что Старопромысловский суд Грозного заочно арестовал Ису Ямадаева по делу о подготовке покушения на главу Чечни Рамзана Кадырова. До этого правоохранительные органы задержали в Москве жену и племянника Ямадаева, чтобы попытаться выяснить его местонахождение. Сейчас говорят, что заговор был раскрыт на завершающем этапе и представлял реальную угрозу жизни главы республики. Особого внимания заслуживает тот факт, что к покушению мог быть причастен родственник Рамзана – двоюродный брат его племянника Ислама Кадырова Валид Яхиханов.
Аналитики утверждают, что противников чеченского лидера раздражало его стремление ставить на руководящие посты членов своей пусть и многочисленной, но семьи. И возраст не помеха. Тот же Ислам Кадыров родился в 1987 году и уже успел побывать вице-премьером и министром имущественных и земельных отношений Чечни, мэром Грозного и главой администрации Рамзана Кадырова. Племянник Идрис Черхигов, 1989 года рождения, с 2016 года занимает пост секретаря Совета экономической и общественной безопасности республики. Другой племянник, Ибрагим Закриев, и вовсе 1990 года рождения, возглавлял управление делами главы республики и правительства Чечни, был первым заместителем министра финансов республики, а в 2016 году стал первым вице-премьером республики. Всем бы такие социальные лифты!
Очевидно, что Рамзан Кадыров больше доверия испытывает к членам своего семейного клана. Впрочем, и они могут подвести. Как бы то ни было, заговор раскрыт, можно выдохнуть. Но остался осадочек от того, что корни покушения (а может мнительного подозрения) проросли в близком родственном кругу.
«Кадыровский след» в деле Немцова
Тем временем завершилось судебное следствие по делу об убийстве Бориса Немцова. 1 июня в Московском окружном военном суде прошли прения сторон. А на последнем заседании суда 25 мая был допрошен главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, который рассказал, что Немцов жаловался на угрозы, поступающие от «кадыровцев». По его словам, политик рассказывал, что количество угроз увеличилось из-за его позиции по карикатурам в отношении пророка Мухаммеда во французском журнале Charlie Hebdo в январе 2015 года. «Я ему предложил взять мою охрану, он отказался», – рассказал Венедиктов. Он отметил, что ещё в мае 2014 года политик не называл источник угроз.
А 27 февраля 2015 года перед эфиром на радиостанции Венедиктова он сказал, что ему угрожают высокопоставленные лица из Чечни. Кроме того, Венедиктов отметил, что Рамзан Кадыров спустя какое-то время в своём Instagram резко высказался в адрес тех, кто поддерживает Charlie Hebdo.
Самого Кадырова официально никак не связывают с убийством оппозиционного политика, однако же тот факт, что обвинение считает киллером бойца чеченского батальона «Север» Заура Дадаева, а предполагаемым заказчиком преступления – Руслана Мухутдинова, водителя заместителя командира батальона, заставляет то и дело вспоминать фамилию главы Чечни.
Невинно убиенные геи
И вот новый скандал. Отделаться от него уже будет не так просто, потому что к нему оказалось приковано международное внимание. Речь идёт о гонении в республике на мужчин нетрадиционной ориентации. Одна за другой в средствах массовой информации появляются статьи об убийствах в Чечне геев. Такие преступления называются в мусульманских странах «убийством чести». В 2008 году в Чечне уже был подобный скандал, тогда он касался убийства женщин. Сам Кадыров прокомментировал это так: «По нашему обычаю, если гуляет, родные её убивают». Правда, потом сделал ремарку о том, что «действия убийц не могут быть оправданы никакими традициями».
Тема убийств геев достигла такого накала, что даже поднималась на встрече Путина и Кадырова, состоявшейся 19 апреля. А 20 апреля пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что Кремль вполне доверяет Кадырову в этом вопросе. Но затем Следственный комитет России начал доследственную проверку по опубликованным фактам массовых задержаний, пыток и убийств в Чечне. А 5 мая на встрече с Путиным уже уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова подняла этот вопрос. И президент пообещал обсудить его с генпрокурором Юрием Чайкой и главой МВД Владимиром Колокольцевым. Позже о правах геев в Чечне Путину говорила на встрече канцлер ФРГ Ангела Меркель. А президент Франции Эммануэль Макрон, ещё не успев избраться, поднял эту тему.
Потому просто замять дело уже не удастся, отчего президент РФ оказался в довольно сложном положении. С одной стороны, он вынужден демонстрировать доверие поклявшемуся ему в верности «безальтернативному» Рамзану Кадырову, с другой стороны – находится под прессом международного сообщества. Ситуация осложняется ещё и надвигающимися в следующем году президентскими выборами, отчего Рамзан Кадыров становится серьёзной имиджевой проблемой для Путина.
И вот, похоже, что Кадырову действительно если не сделали открытое внушение, то недвусмысленно намекнули. Судить об этом можно по последнему скандалу, в центре которого оказался чеченский спортсмен, чемпион ММА Мурад Амриев. 4 июня он был задержан в Брянске как находящийся в федеральном розыске по заявке МВД Чечни. Сразу же после этого в Брянск примчались чеченские правоохранители. Амриев был жутко напуган и просил не выдавать его землякам. О причинах этого рассказали правозащитники – несколько лет назад старший брат спортсмена якобы подозревался в нападении на высокопоставленного чеченского полицейского. Затем он уехал в Германию, после чего семье Амриева объявили кровную месть.
Каким-то образом Амриев тогда оказался на свободе, однако спустя несколько дней он был задержан белорусскими пограничниками при переходе границы с РФ, передан подъехавшим чеченским полицейским и этапирован в республику. Наблюдатели не сомневались, чем закончится эта история, – известно немало примеров, как складывались судьбы у тех, кто рискнул вызвать гнев чеченского лидера. Однако, к общему удивлению, всё случилось иначе: МВД Чечни заявило, что уголовное дело в отношении Мурада Амриева прекращено и претензий к нему больше нет. В связи с чем можно предположить, что из Кремля дали понять: ещё один скандал не нужен. Другой вопрос – звучало ли это как приказ или же как вежливая просьба?
Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий:
– Как представляется, Рамзан Кадыров сохранит публичную поддержку президента и, следовательно, власть в Чечне. Другое дело, что он и дальше будет сталкиваться всё с новыми вызовами, которые будут постепенно «размывать» его положение, ограничивать имеющиеся в его распоряжении возможности. Кадыров всё более становится для федерального центра не только ресурсом, но и проблемой – впрочем, такая ситуация может продолжаться в течение длительного времени.
Топ