Никто не хотел быть первым
Федеральная антимонопольная служба решила поискать логику в действиях сотовых операторов, которые почти синхронно отказались от тарифов и опций с безлимитным интернетом. Логику в их действиях обнаружить несложно. Найдет ли ФАС подтверждение сговора?
Причиной интереса антимонопольщиков к тарифам на мобильный интернет стали жалобы пользователей. Неограниченный трафик для смартфонов и планшетов – невиданная во всём мире роскошь, и этой роскошью россияне смогли пользоваться чуть меньше года. Человек быстро привыкает к хорошему, а потому отмена безлимита одновременно у всех операторов вызывает вопросы и подозрения.
Первыми, кто столкнулся с ограничением трафика, стали новые абоненты Yota. С января 2017 года безлимитным интернетом могут пользоваться лишь старые клиенты этого оператора. В феврале такие же ограничения ввели у себя «Билайн» («Вымпелком») и «Мегафон», в марте к ним присоединился МТС, а в апреле безлимит исчез у Tele2. Почему сотовые компании отменили услуги, в рекламу которых были вложены гигантские деньги? Сами они пытались объяснить это заботой об абонентах.
Путаница в показаниях
Операторы делают невероятные заявления: якобы пользователи сами хотят платить за гигабайты и потому игнорируют опции и тарифы с неограниченным трафиком. В «Мегафоне» в феврале заявили, что опция «Мегабизлимит» была подключена «незначительное количество раз», соответственно, признана ненужной и перенесена в архив. Правда, если верить абонентам, оператор сделал всё, чтобы спрятать её от публики: опцию «Мегабезлимит» переименовали в «Безлимитный интернет», её прежнее описание пропало с сайта оператора.
В МТС, в свою очередь, говорят, что большинство пользователей скачивает через сотовую сеть не более 5-6 Гб в месяц, поэтому сохранять безлимит не имеет смысла.
Официальный представитель МТС Дмитрий Солодовников сообщил , что неограниченный трафик сохранится у абонентов, которые пользовались им ранее, новым клиентам с середины апреля предложат покупать пакеты гигабайтов. Слова операторов противоречат цифрам: в 2016 году мобильный интернет-трафик в России вырос почти в полтора раза, через сети 3G и 4G было скачано почти 3,8 млрд Гб. Это примерно в семь раз меньше, чем в фиксированных сетях связи, но темпы роста мобильного сегмента стремительные. Позицию связистов объясняет другая цифра: доходы от мобильного интернета растут намного скромнее, в минувшем году они увеличились всего на 12%. Выручка от голосовой связи и вовсе снижается – всё больше людей звонят бесплатно через Whatsapp, Skype и Viber.
Ещё одно объяснение
Более правдоподобной выглядит другая версия. По словам генерального директора Tele2 Сергея Эмдина, в 2016 году в целом по рынку на безлимитные тарифы пришлось всего 25% продаж, но абоненты с такими тарифами обеспечили 50% нагрузки сети. То есть, относительно небольшой процент «безлимитчиков» может снизить качество услуг связи для других абонентов. Но и этот аргумент против неограниченного трафика выглядит неубедительным, ведь старые абоненты с такими тарифами никуда не денутся. Оператор может регулировать нагрузку на сеть – снижать скорость скачивания после того как абонент израсходует определённый объем трафика за час или за сутки.
Другой причиной отказа от тарифов с безлимитным интернетом операторы объявили так называемый «пакет Яровой». Принятые в минувшем году поправки в антитеррористическое законодательство обязывают хранить весь пользовательский трафик на своих серверах. Якобы большой объем данных, формированию которого мог поспособствовать безлимит, создаст значительную нагрузку на оборудование. Но здесь уместно вспомнить, что кабельные интернет-провайдеры, пропускающие через себя значительную долю российского трафика, сталкиваются с такой же проблемой, но безлимитные тарифы не отменяют.
«Пободались и разошлись»
В 2016 году, незадолго до появления в России тарифов без ограничения трафика, генеральный директор «Вымпелкома» Михаил Слободин предостерёг операторов от данного шага. По его словам, рынок сотовой связи сможет расти только за счёт увеличения стоимости мобильного интернета. Дешёвые пакеты трафика вредят отрасли, а безлимитные тарифы и вовсе установят максимальную планку доходов оператора.
Тем не менее, уже в следующем месяце «Вымпелком» ввёл у себя тариф с безлимитным интернетом, в мае также поступила компания МТС, в июне к ним присоединился «Мегафон». Некоторые эксперты считают, что таким образом представители «большой тройки» среагировали на усиление конкуренции со стороны Tele2. Объединив усилия с «Ростелекомом» эта компания решила к 2018 году стать третьей по размеру абонентской базы в России. В 2016 году к Tele2 подключились 1,7 млн человек, а общее число её контрактов приблизилось к 40 млн.
Вероятно, каждый из представителей «большой тройки» воспринимал безлимит как эффективный маркетинговый инструмент для привлечения и удержания абонентов. Когда неограниченный трафик появился у всех, он стал мешать развитию рынка в целом, но никто из операторов не решился бы отменить безлимит в одностороннем порядке. Всё это и позволяет ФАС заподозрить операторов в сговоре, но удастся ли доказать его как факт? Сейчас ведомство изучает предоставленные сотовыми компаниями сведения о большой нагрузке на сети, только после этого оно примет решение о возбуждении или невозбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В 2016 году безлимитный мобильный интернет сделал Россию одной из самых прогрессивных стран, создав хорошие возможности для развития цифровой экономики, интернета-вещей, телемедицины и онлайн-образования. Развитие таких сервисов могло быть стать новым источником выручки для сотовых операторов, но очевидно, что пока они предпочитают зарабатывать на продаже пакетов трафика абонентам.
Топ