Сергей Полонский не тонет
Непонятно, зачем было проводить масштабную операцию по задержанию беглого девелопера Сергея Полонского в Камбодже, затем делать новостной сенсацией его депортацию на родину, если по сути эти усилия ни к чему не привели.
Суд, признав эпатажного бизнесмена виновным в обмане дольщиков, сразу же распорядился освободить его за истечением срока давности: таким образом, господин Полонский успешно променял суровую русскую тюрьму на шестилетние дурачества на собственном тропическом острове с веселыми развлечениями вроде троллинга местных силовиков и выбрасывания туземцев за борт яхты.
Понятно, конечно, что вся истерия адресовалась в первую очередь самому Полонскому, которому нужно было показать, какие рычаги влияния есть в руках его оппонентов. Однако у широкой публики, а тем более, у обманутых дольщиков, приговор Пресненского суда вызвал разочарование и досаду. Не говоря о том, что такой элегантный уход от ответственности основателя Mirax Group, несомненно, вдохновит на подвиги десятки новых «полонских», заранее уверенных в собственной безнаказанности.
Полонский и его партнеры Алексей Пронякин и Александр Паперно обвинялись в мошенничестве со средствами дольщиков жилых комплексов «Кутузовская миля» (2,4 млрд рублей) и «Рублевская ривьера» (256,4 млн рублей). По версии следствия, структуры Mirax Group заключали договоры купли-продажи квартир в этих проектах, однако полученные от граждан деньги за квартиры шли в том числе на строительство других проектов компании, в частности башни «Федерация», Astra Montenegro и др. Эта история началась в 2004 году: тогдашний первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин предложил Сергею Полонскому спасти проект строительства жилого комплекса «Фили-Давыдково» («Кутузовская миля»). Специально под него руководство Mirax приобрело в 2005 году ООО «Аванта», зарегистрированное на пенсионерку Светлану Уколову (всего на нее было зарегистрировано порядка 140 фирм). Затем гендиректор «Аванты» Александр Некрашевич заключил со строительной компанией ЗАО ФЦСР договор на строительство корпусов «Кутузовской мили». Согласно договору ФЦСР должна была строить жилье, а «Аванта» — финансировать проект за счет собственных средств, кредитов и денег вкладчиков.
В 2007 году господин Некрашевич покинул свой пост, и его место занял Алексей Пронякин, который с января 2008 года начал заключать с физлицами договора на приобретение будущих квартир. В зависимости от площади жилья вкладчики переводили в ООО от 12 млн до 56 млн рублей 111 человек, внесших деньги, должны были по договору с «Авантой» получить свои квартиры в четвертом квартале 2009 года. Но из-за начавшегося в 2008 году кризиса строительство было приостановлено. Аналогичная ситуация сложилась и с «Рублевской Ривьерой» (жилой комплекс на территории ФГБУ «Российский кардиологический научно-производственный комплекс» Евгения Чазова). Пожелавших купить здесь квартиры по цене от 18 млн до 32 млн рублей оказалось 16 человек. И в этом случае ни денег, ни квартир вкладчики так и не увидели. В результате весной 2013 года в отношении Сергея Полонского, к тому времени уехавшего в Камбоджу, следственный департамент МВД возбудил уголовное дело, а в июне ему заочно было предъявлено обвинение. По версии следствия, бизнесмен совместно с членами совета директоров Алексеем Адикаевым, Дмитрием Луценко и Максимом Темниковым, а также Александром Паперно и Алексеем Пронякиным с 2008 по 2009 год похитили путем мошенничества денежные средства граждан — 2,4 млрд рублей на проекте «Кутузовская миля» и 256 млн рублей— на «Рублевской Ривьере».
Сам Полонский перед приговором назвал уголовное дело бредом: «Я создал лучшую в России и в мире компанию стоимостью $4,5 млрд, а меня обвиняют в том, что я украл 100 квартир. Вы в это верите?» – цитируют Полонского «Ведомости» из зала суда.
Изначально Полонскому и его партнерам вменялось совершение мошенничества группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере. Позднее по требованию судьи следователи ужесточили обвинение, предъявленное фигурантам дела, добавив, что преступление было совершено организованной группой (ст. 159 ч. 4 УК), рассказывал ранее один из юристов Полонского, Славик Брсоян. Согласно Уголовному кодексу срок наказания по этой статье – до 10 лет лишения свободы. Прокурор требовал для Полонского восьми лет колонии общего режима со штрафом 900 тыс рублей, для Паперно – пять лет колонии общего режима и три года условно для Пронякина как пособника.
Однако, как рассказал источник, близкий к судебному процессу, и подтвердил один из адвокатов Полонского, суд в последний момент переквалифицировал статью обвинения для бизнесмена на 159.4 (мошенничество в сфере предпринимательской деятельности), максимальный срок наказания по которой составляет как раз пять лет. При этом в 2014 году эта статья была исключена из Уголовного кодекса.
Паперно и Пронякин также были признаны виновными, но, как и Полонский, были освобождены в связи с истечением срока давности.
Хотя защита была твердо уверена в невиновности бизнесмена, она на протяжении всего процесса настаивала, чтобы дело рассматривалось именно в предпринимательской плоскости, лишь сообщил адвокат Полонского Алексей Цаплин. Он заявил, что доволен освобождением своего клиента в зале суда, но отказался комментировать дальнейшие действия защиты – полного текста решения он пока не видел.
«Переквалификация дел бывает часто, но я впервые встречаю, когда суд принимает решение по норме, утратившей силу», – удивляется адвокат Владимир Жеребенков. При этом Жеребенков, как и его коллега Вадим Клювгант, замечает, что суд действовал правильно, поскольку он не имеет права ухудшать положение обвиняемого. Суды соглашаются на такую переквалификацию нечасто, а обвинение всегда возражает против нее, отметил Клювгант.
Краткое изложение последнего слова Сергея Полонского можно найти на его официальном сайте. Из текста следует, что предприниматель якобы неоднократно становился жертвой махинаций подлых и нечестных людей. Сначала у него «была обманным способом куплена» знаменитая «Башня Федерация» – «вместе со всей компанией MIRAX POTOK через предателя-адвоката Александра Добровинского», затем бизнесмену внушили, что ему угрожает опасность и необходимо срочно покинуть страну («чтобы отстранить его от управления, как стало ясно позднее»), а дальше – «понеслась рейдерская схема, в которой сначала Полонский дважды попадал в тюрьму Камбоджи, в которую прилетел в отпуск на месяц», затем «шторм кредитов», потеря объектов строительства, смена руководства и мировой кризис.
«Можно ли меня признать виновным? Можно и нужно, я виновен, ваша честь в том, что доверял таким людям, что создал такую команду, что меня привела сюда», – признал, обращаясь к судье, бывший президент Ассоциации строителей России, имея в виду, в первую очередь, своего бывшего адвоката Александра Добровинского.
Уголовный процесс в отношении Сергея Полонского сопровождается проходящими в Лондоне судебными разбирательствами между бизнесменом и известным адвокатом Александром Добровинским, который представлял его интересы на начальном этапе расследования. Предметом тяжбы стала оплата услуг юриста. Адвокат уже отсудил у господина Полонского $5 млн и, по словам господина Добровинского, намерен через тот же Лондонский суд взыскать с предпринимателя еще более крупную сумму, а также конфисковать купленные московским девелопером в этой стране острова.
Топ