Квартирная война ведомства Сергея Шойгу
Похоже, что долги по коммунальным платежам за последние два года за эти квартиры составили 27 млрд рублей, причём погашать их, по всей видимости, пришлось за счёт программы перевооружения. Теперь, чтобы сократить расходы на содержание пустующего жилфонда, Минобороны планирует передать часть невостребованных помещений на баланс муниципальных властей. Для этого в ведомстве обещают создать «перечень пустующего жилищного фонда, не предполагаемого к использованию в интересах ВС РФ, с целью передачи по договорам коммерческого найма сторонним физическим лицам».
Кстати, во время проверки жилищного фонда также был обнаружен ещё один парадокс – 2600 квартир, которые по документам числились пустыми, в реальности оказались заселены. Как оказалось, некоторых жильцов командование пустило пожить без должного оформления документов, другие же постояльцы снимают жильё у решивших подзаработать мошенников из управляющей компании. Особенно показательна ситуация в Москве. Не даром ещё в 2013 году министр обороны РФ Сергей Шойгу сетовал, что здесь более 4 тыс. предназначенных для военнослужащих квартир заняты посторонними лицами, утратившими связь с армией.
В служебных квартирах живут дети и любовницы
Распределение служебного жилья в российском Минобороны всегда носило коррупционный оттенок, особенно в крупных городах, где служебное жильё в дефиците. Закон «О статусе военнослужащих» предписывает предоставлять служебное жильё не позднее трёхмесячного срока со дня прибытия на новое место службы. На деле же из-за отсутствия достаточного количества квартир это положение выполняется в лучшем случае в отношении высшего командного состава. При этом информация о наличии служебного жилья не является публичной, а очерёдность на его получение непрозрачна. Всё это развязывает руки коррупционерам, которые распределяют квартиры между нужными людьми или за взятки.
Ситуация усугубляется тем, что отдельные офицеры, даже получив постоянные квартиры, не сдают служебные, оставляют там жить своих родителей, детей, бывших жён и любовниц. Также активно реализуются схемы, когда служебное жильё приватизируется. Это сегодня особенно актуально, поскольку Минобороны практически перестало строить и закупать качественное жильё в престижных районах в больших городах – в результате махинации со служебным жильём остаются единственной возможностью получить хорошую квартиру. В 2012 году в Москве разразился скандал, когда выяснилось, что в престижной новостройке проживают 11 генералов и 7 полковников, которые заселились в обход общей очереди по полулегальным договорам на эксплуатационное обслуживание. Также, похоже, что квартиры получили гражданские сотрудники (хотя служебное жильё гражданским служащим за счёт средств военного бюджета предоставлять нельзя) департамента жилищного обеспечения Минобороны, отвечающего за распределение этого жилья. Офицерам же, которые десятки лет ждут квартиры, из этого департамента неоднократно отвечали, что в наличии служебного жилья нет.
К сожалению, нужно отметить, что Минобороны своим бездействием провоцирует дефицит служебного жилья. Так, в Москве, где ситуация наиболее критичная, военное ведомство, по-видимому, уже четыре года тянет со сдачей двух микрорайонов на почти 8 тыс. квартир, предназначенных для увольняемых офицеров. Большинство из них проживают в служебном жилье, которое будут обязаны освободить после получения постоянных квартир.
В квартирах военных поселили гастарбайтеров
С 2016 года Минобороны предпринимало несколько масштабных попыток навести порядок со служебным жильём. В апреле началось массовое выселение незаконно проживающих в них граждан из ведомственных квартир в военном городке Красные Сосенки в городе Тейкове Ивановской области. Данные квартиры, строившиеся для офицерского состава 54 дивизии РВСН, нельзя приватизировать, продать, передавать по наследству – они предназначены исключительно для проживания военнослужащих в период прохождения службы. Однако в Минобороны утверждают, что часть квартир занимают бывшие военнослужащие, которые уже реализовали своё право на постоянное жильё, или люди, утратившие всякую связь с армией. Сейчас в суде находится 45 исковых заявлений о выселении граждан из служебных квартир.
Также в конце прошлого года Минобороны инициировало выселение из служебного жилья в гарнизоне Еланский, расположенном в Камышловском районе Свердловской области. Здесь вдобавок ко всему были выявлены факты сдачи служебных жилых помещений в незаконный коммерческий наём, а также случаи незаконного вселения. В ведомстве сообщают, что в настоящее время в военном городке «почти 230 жилых помещений занимают лица, в отношении которых ведётся проверка обоснованности их проживания в ведомственном фонде».
В январе этого года в посёлке Рощинском Самарской области сотням людей стали приходить уведомления о необходимости покинуть служебные квартиры, поскольку они потеряли связь с армией. Кроме того, аналогичные скандалы произошли в самых проблемных гарнизонах в Москве и Крыму. В марте этого года выяснилось, что в предназначенное для военных жильё в московском районе Молжаниново заселились семьи гастарбайтеров. Кто их пустил в дома, так и не выяснилось. А в июне Минобороны затребовало документы в Севастополе. Есть информация, что там в квартирах проживают те, кто никогда не носил погоны.
Попытки освободить жильё через суд предпринимались и раньше, но подобные иски прежде были редкими, сейчас же массовое выселение из служебного жилья происходит регулярно. Только в 2016 году в целом по стране освобождено более тысячи квартир.
В Минобороны заявляют, что решение подходить более жёстко связано с тем, что сейчас появилось большое число военнослужащих, которые получили от государства собственные квартиры, а служебное жильё сдают в аренду или оставляют проживать в нём родственников. В марте Минобороны разработало проект закона о поправках в Административный кодекс, касающийся лиц, незаконно занимающих служебное жильё Минобороны РФ. Согласно проекту закона неисполнение военнослужащим контрактной службы или уволенным с военной службы обязанности освободить служебное жильё влечёт наложение административного штрафа в размере от 35 до 50 тыс. рублей.
Александр Перенджиев, эксперт Ассоциации военных политологов:
– Проблема со служебным жильём возникла из-за того, что была разрушена система управления. Раньше этим занималось Главное квартирно-эксплуатационное управление. Когда же проводилось реформирование этой системы, управление жилфондом было сначала передано ОАО «Оборонсервис» под руководством небезызвестной Евгении Васильевой. Васильева пыталась на себя замкнуть распределение служебного жилья, в результате чего коррупция только видоизменилась, сменила вектор и приобрела новый масштаб. Проблема в том, что эта сфера очень закрытая, система распределения служебных квартир остаётся запутанной и непрозрачной, в итоге здесь был и остаётся очень высокий уровень коррупции. Предполагаю, что распределение лучших квартир идёт за взятки, прокручиваются различные махинации, кто-то лоббируют эту ситуацию и противится любым изменениям.
Юридический механизм освобождения служебного жилья сегодня существует, и, как видим, применяется, но Минобороны не нужно действовать только карательными мерами. Необходимо реализовать право военнослужащего на качественное служебное жильё, чтобы не было риска, что семью поселят в полуразвалившемся бараке. В советское время была выработана более понятная система предоставления жилья и таких проблем не возникало, чаще всего они получали квартиры в новостройках со свежим ремонтом, не хуже, чем в среднем по стране. Сейчас нет готового рецепта, как решить эту проблему. Возможно, нужно наложить строгие ограничения на служебное жильё: раньше, к примеру, в таких квартирах стояла мебель с инвентарными номерами, как в гостинице, ничего нельзя было перестраивать, делать ремонт, и у офицера даже не возникала мысль присвоить это жильё. Есть вариант создать фонд служебного жилья, когда каждая квартира будет закреплена за определённой должностью.
Топ