К оператору «наружки» зашли через банк
В Петербурге возбуждено уголовное дело по незаконному обналичиванию денежных средств. Обыски коснулись коммерческого банка «Гефест» и его владельца, 43-летнего Вячеслава Ананских. Его организация мирно существовала почти тридцать лет. Интерес к ней Следственного комитета совпал по времени с тем, что банкир отказался признавать законность торгов, распределяющих рекламные конструкции, и инициировал судебную тяжбу со Смольным.
В квартиру Вячеслава Ананских СОБР Росгвардии постучался утром 9 ноября и после отказа в гостеприимстве спилил дверь. Хозяину предъявили постановление о возбуждении дела по статье 172 УК, «Незаконная банковская деятельность, сопряженная с извлечением дохода в особо крупном размере». По версии следствия, через коммерческий банк «Гефест» преступно обналичены денежные средства, незаконный доход якобы составил 10 млн рублей.
Офис «Гефеста» расположен на углу Большого проспекта и 8-й линии Васильевского острова. Он работает с 1990 года и видимых нареканий ранее не вызывал. Это небольшой региональный банк, ориентированный на корпоративных клиентов. На 1 января 2017 года чистые активы составили 619 млн рублей. До сегодняшнего дня «Гефест» ассоциировался не с Вячеславом Ананских, а его братом Игорем, депутатом Госдумы от «Справедливой России». Парламентарий тоже участвовал в обыске, на правах пусть и высокопоставленного, но родственника. Кстати, до Госдумы он был председателем совета директоров «Гефеста», еще раньше возглавлял тот же «Руан».
В Петербурге Вячеслав Ананских известен прежде всего как владелец одного из крупнейших игроков наружной рекламы «Руан» (выручка 308 млн рублей за прошлый год). Отношения с городскими властями у него складываются напряженные. В 2015 году комитет печати пытался обанкротить фирмы Ананских, его конструкции массово сносили, а он жаловался на чиновников в УФАС, и тех привлекали за нарушение антимонопольного законодательства. В августе 2017-го Смольный провел торги на установку и эксплуатацию рекламных конструкций сроком на десять лет. Всего было разыграно 8500 мест за 9,4 млрд. «Руан» тоже заявился, но, можно считать, с треском проиграл. В борьбе за лот № 7, например, он предложил городу 986 млн рублей. Смольный отдал предпочтение компании «Постер», пожелавшей заплатить за лот на 200 млн рублей меньше. То же случилось с лотом № 3. «Руан» выразил готовность внести в бюджет города 1,2 млрд рублей, но «наружку» все равно передали «Постеру» за 930 млн. Таким образом, казна на двух только лотах недосчиталась полмиллиарда, но чиновникам виднее (цена не являлась определяющим критерием, были и другие). «Постер» на ближайшую десятилетку оказался эксплуатантом 1200 стендов, «Руан» – 366.
Вячеслав Ананских после торгов открыто выступил против Смольного. Он заявлял, что ему не дают получить разрешение даже на 366 мест. Пиком конфликта стал поданный в Арбитражный суд Петербурга и области иск к комитету печати (организатору торгов) об оспаривании итогов конкурса по лотам № 3 и № 7 и обязании заключить договоры с «Руаном». Биться есть за что. Общий рынок наружной рекламы в этом году составил 3,7 млрд рублей, в следующем эксперты прогнозируют такой же показатель. Если бы Ананских взял два спорных лота, то есть доля на рынке составляла около 20%, и уже в 2018-м он, по грубым подсчетам, мог рассчитывать на выручку 750 млн. Учитывая, что он предлагал городу 2,2 млрд рублей за лоты, «отбить» эту сумму он мог бы за три года.
Арбитражный суд иск Вячеслава Ананских оставил без движения из-за процессуальных нарушений и дал время на их устранение до завтра, 10 ноября. Успеет ли предприниматель в связи с сегодняшними событиями, неизвестно. Отметки на сайте арбитража об исправлении недостатков пока нет.
Добавила остроты информация о трехлетней дисквалификации Ананских от руководства «Руаном». Мировой судья 208-го участка Центрального района Татьяна Ушакова признала бизнесмена виновным в обмане налоговой службы еще 5 июня 2017-го, как следует из картотеки судебных участков, но информация о дисквалификации появилась только в начале ноября. Суд решил, что Ананских в качестве генерального директора ООО «Корпорация Руан», достоверно зная о том, что в заявлении о госрегистрации указаны ложные сведения о нем как о лице, имеющем право действовать от имени компании без доверенности, все равно представил в 15-ю налоговую эти документы.
Председатель комитета по печати и взаимодействию со СМИ Петербурга Сергей Серезлеев прокомментировал «Фонтанке» череду неприятностей у Вячеслава Ананских:
«Я никогда не делил рынок на плохих и хороших, мы работали со всеми компаниями в правовом поле. Я всегда принимал в кабинете любого бизнесмена, в каких бы отношенях мы ни находились. Сегодняшний сюжет (обыск по «Гефесту. – Прим. ред.) я оставлю без внимания. Что касается дисквалификации Вячеслава Ананских, то она может иметь последствия. Я попросил юристов проанализировать ситуацию. Например, под сомнение может быть поставлена легитимность судебных процессов, в которых Ананских участвовал как гендиректор «Руана», а также проведение торгов. Если мы установим, что руководитель компании не имел права подписывать документы и договоры, возникает вопрос законности передачи компании лота на 366 рекламных мест».
Телефон Вячеслава Ананских не отвечает. В коротком комментарии коллегам из 47News Игорь Ананских назвал претензии к брату по «Гефесту» полной ерундой.
В Главном следственном управлении СК по Петербургу «Фонтанке» уточнили, что от комментариев воздержатся. Не исключено, что Вячеслав Ананских будет задержан в качестве подозреваемого, следствие решится подать в суд ходатайство о мере пресечения, и арест не исключен. Например, месяц назад по делу о незаконной банковской деятельности Василеостровским судом заочно заключен под стражу основатель ВЕФК Александр Гительсон. Васильевский остров в принципе не благоволит банкирам. В прошлом году к условному сроку приговорен бывший председатель совета директоров банка «Фининвест» Валентин Ландграф за растрату денег дольщиков ГК «Город».
Если уж идти по пути совпадений, то будущее Вячеслава Ананских выглядит незавидным. Некоторые эксперты видят аналогию в происходящем с владельцами «Города». В том же районе два года назад следствие выносило дверь приемной депутата Госдумы Романа Ванчугова (он тоже от «Справедливой России»), а его брата Максима Ванчугова отправляли под арест.
Топ