Скромность украшает технократа
В последние полтора года губернаторский корпус в России был обновлен более чем на четверть. Большинство назначенцев ранее были людьми малопубличными, при этом они относительно молоды. Жены и дети губернаторов прошлого поколения, как правило, имели укорененный в регионе бизнес, часто предпочитая строительный. А вот дети у большинства новых губернаторов еще слишком малы и бизнесом не занимаются. Znak.com с помощью системы СПАРК решил найти, какие бизнес-структуры зарегистрированы на родственников губернаторов нового поколения.
Как правило, жены новых губернаторов или ведут некий собственный бизнес, не пересекающийся с интересами мужа (как, например, супруга врио главы Омской области Александра Буркова), или — продолжают дело мужа, которым он занимался до политики (как, например, супруга главы Удмуртии Александра Бречалова), или вовсе в реестре СПАРК не значатся.
Жену губернатора Калининградской области Антона Алиханова зовут Дарья Абрамова.
В СПАРК есть только одна компания, зарегистрированная на женщину с таким ФИО, в Москве, это ООО «МД», указано, что она занимается услугами в сфере общественного питания, однако в 2014 году вышла из состава учредителей. Компания не участвует в госзакупках, а прибыль за 2014 год составила чуть менее миллиона рублей.
Жену нового главы Кировской области Игоря Васильева зовут Лилия Валентиновна. Человек с таким именем, фамилией и отчеством, по данным СПАРК, значится в учредителях краснодарского ресторана «Ла Террацца», а также московского ООО «Фортуна-М», также работающего в сфере ресторанного бизнеса. В данных компании указан сайт ресторана «Лунный дворик», прибыль за 2016 год составила чуть более 4 млн рублей.
Супруга нового главы Бурятии — Ирина Викторовна Цыденова значится учредителем компании ООО «Читапромторг» в забайкальском крае. Компания специализируется на продаже текстильных изделий, в частности, постельного белья «Бельпостель», но в последние годы прибыль компании не превышает 10 тысяч рублей.
Жену нового главы Новгородской области Андрея Никитина зовут Майя Санникова. Санникова Майя Викторовна в реестре СПАРК есть, она значится индивидуальным предпринимателем, но деятельности особой не ведет.
Женщина с фамилией, именем и отчеством, идентичным с женой нового главы Рязанской области Оксаной Владимировной Любимовой, значится гендиректором рязанской автономной некоммерческой организации «Центр бережного производства Рязанской области». Компания была основана в июле 2017 года, то есть за несколько месяцев до назначения Николая Любимова врио главы Рязанской области. Соучредителями организации значатся рязанское ООО «СТЛ ПРО», ООО «Технология XXI», ОАО «Тяжпрессмаш» и ООО «ЖБК-8».
Учредитель ООО «СТЛ ПРО» — рязанское ООО «Группа ПРО», учредителями которого являются Людмила Пронина, Андрей Бушков и АО РТЭК, учредители которого неизвестны. Андрей Бушков — глава рязанского регионального отделения Российского общества оценщиков. ООО «Технология XXI» принадлежит рязанскому предпринимателю Владимиру Астапенко. Гендиректором ООО «Тяжпрессмаш» является почетный гражданин города Рязань Алексей Володин, он — один из сопредседателей рязанского предвыборного штаба кандидата в президенты Владимира Путина. ЖБК-8 – крупное региональное предприятие, специализирующееся на производстве железобетона.
Новый глава Удмуртии Александр Бречалов до политики много занимался бизнесом в Краснодарском крае. Поэтому логично, что его супруга, Елена Бречалова, до сих пор является соучредителем ряда бизнес-структур: ООО «СЕМ-Я», ООО «Смарт Фуд» и ООО «Территория Бизнеса». Первая фирма занимается образовательными услугами, вторая — услугами в сфере общественного питания, третья — предоставлением услуг бизнесу.
Супруга нового губернатора Ивановской области — модель и актриса Светлана Дрыга. Женщина с таким именем значится среди соучредителей Ассоциации студентов и молодых профессионалов киноиндустрии. В 2013 году ассоциация выиграла тендер от министерства культуры на 7,9 млн рублей, а вот прибылей особых дело не приносит — в системе СПАРК значатся отчеты компании за 2013 и 2014 год с прибылью около миллиона рублей.
Врио губернатора Омской области Александр Бурков в одном из первых интервью изданию «Телесемь» сразу рассказал о том, что его жена любит стильные вещи и возглавляет сеть магазинов верхней одежды. Действительно, Татьяна Буркова значится учредителем ООО «Элина», специализирующегося на продаже изделий из текстиля. За 2016 год, согласно системе СПАРК, прибыль предприятия составила 15 млн рублей.
Супруги врио Орловской области, экс-депутата Мосгордумы Андрея Клычкова, Валерии в системе СПАРК не значится. В реестре числится некая бизнес-вумен Валерия Олеговна Клычкова из Чувашии, однако в администрации Орловской области Znak. com пояснили, что это не супруга врио.
Супругу нового главы Приморского края Андрея Тарасенко зовут Светлана. По информации от инсайдеров, она увлекается искусством и может иметь отношение к одной из московских галерей, однако сведений в системе СПАРК об этом нет.
Людмила Усс — жена нового главы Красноярского края Александра Усса. В системе СПАРК женщина с идентичными фамилией, именем и отчеством значится учредителем ООО «Сибирская альтернатива», сдающей в аренду недвижимое имущество. За 2016 год организация получила прибыль в 3 млрд 735 млн рублей. Впрочем, 64-летний Усс — как раз из старого поколения политиков, до губернаторства он возглавлял Красноярское заксобрание.
Жену нового губернатора Самарской области Дмитрия Азарова зовут Эллина. Такой женщины в системе СПАРК нет.
Что касается жены врио губернатора Нижегородской области Глеба Никитина, ее зовут Екатерина, однако отчество неизвестно, а женщин с таким именем и фамилией в системе СПАРК значится более 700 человек. Также в этой системе значится несколько сотен Анн Решетниковых — так зовут супругу нового главы Пермского края Максима Решетникова.
Есть губернаторы, которые имен своих супруг не раскрывают. Это — глава Ярославской области Дмитрий Миронов, глава Марий Эл Александр Евстифеев, новый глава Псковской области Михаил Ведерников и глава Ненецкого АО Александр Цыбульский.
Губернатор Карелии Артур Парфенчиков разведен. Новый глава Адыгеи Мурат Кумпилов не женат.
Разумеется, новые губернаторы еще не укоренились в регионах, и вполне возможно, что, спустя пару сроков, их жены и дети обрастут бизнесом, связанным с недвижимостью, недропользованием, строительством и другими прибыльными отраслями, где содействие супруга играет на руку семейному бюджету.
Член совета директоров ЭИСИ (Экспертный институт социальных исследований) Глеб Кузнецов считает, что отсутствие у жен новых губернаторов крупного бизнеса связано со сменой поколений в политике.
«Есть два пути: или человек становится большим чиновником у него возникает некое крупное имущество, которое потом надо легализовывать. Тогда жена (скажем, врач по образованию) становится крупным строительным подрядчиком. Второй путь — путь параллельной самореализации, которым идут представители нового поколения. Тут супруги развиваются одновременно друг с другом и их успехи происходят примерно в одно время, но в разных сферах», — говорит Кузнецов.
Глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко обращает внимание на то, что многие нынешние молодые губернаторы — это карьерные чиновники.
«Прошлое поколение губернаторов обычно появлялось из популярных в регионах политиков или выходцев из крупных госкорпораций, и жена-бизнесмен была для них довольно традиционной историей. Сейчас же большинство новых назначенцев — карьерные чиновники с иными представлениями о границе допустимого», — отмечает Минченко.
Топ