Роман Троценко от безденежья ищет стратегического инвестора
Холдинг "Новапорт" рассматривает возможность провести IPO или же ищет стратегического инвестора. Таким образом, компания срочно пытается найти финансирование. "Новапорт" принадлежит на паритетных началах компании AEON Corporation Роману Троценко и казахстанскому инвестфонду Meridian Capital. "Новапорт" является крупнейшим российским оператором воздушных портов. Основные конкуренты компании "Новапорт" - это "Базовый элемент" Олега Дерипаски и холдинг Виктора Вексельберга "Аэропорты регионов".
Первым делом самолёты...
На прошлой неделе глава Росавиации Александр Нерадько заявил, что на строительство инфраструктуры нового аэропорта в Иркутске нет средств. Считается, что основным претендентом на инфраструктуру воздушного порта в Иркутске являлся как раз "Новапорт". Достаточно странное совпадение в двух заявлениях – в одном случае Росавиация говорит, что денег на аэропорт в Иркутске нет, а чуть позже и в самом "Новапорте" начинают спешно искать деньги.
Злые языки высказывают мнение, что оба заявления связаны друг с другом – просто изначально планировалось, что строительство инфраструктуры для авиаузла будет оплачено из бюджетных средств, а "Новапорт" по удобной ему цене выкупит у областных властей обустроенный авиаузел… но, денег нет, а потому в "Новапорте" стали спешно искать средства, хотя бы в долг.
Сумма, которая планировалось к освоению и подготовке территории аэропорта в Иркутске, превышает 20 миллиардов рублей – что сопоставимо с годовой выручкой "Новапорта". Освоение этой суммы фактически могло обогатить именно "Новапорт", который и являлся основным претендентом на актив – рассуждают злые языки.
Дадут ли фирме Троценко в долг, до конца не ясно – в узких кругах считается, что у компании и так слишком высокая долговая нагрузка, и инвесторам, которые будут заходить в IPO, или просто стратегическому инвестору, нужно хорошо подумать.
Тем более, последнее время авиацию сотрясают скандалы, а среди кураторов авиационной отрасли отсутствует уверенность, что они будут занимать свои должности после марта 2018 года. Уже сейчас прорабатывается сценарий, в котором нынешний министр транспорта Соколов покинет своё кресло. В узких кругах обсуждаются и совсем уж фантастические сценарии – что активы «Новапорта» могут быть объединены с активами Дерипаски или даже активами «Аэропортов регионов». Обсуждается создание единого национального оператора узлов воздушного сообщения. Ряд источников называют среди интересантов такого проекта коммерсанта Игоря Юсуфова.
Кто стоит за действиями Романа Троценко?
Впрочем, очень многое в будущем и "Новапорта" и всей инфраструктуры авиаузлов зависит от личной позиции Игоря Сечина. Дело в том, что владелец "Новапорта" Роман Троценко являлся советником президента компании "Роснефть", и считался правой рукой могущественного Игоря Сечина. В открытых источниках утверждается, что наезд на активы Дмитрия Каменщика несколько лет назад, в попытках "отжать" его аэропорт в Домодедово, как раз и мог быть связан с интересами Игоря Ивановича. Впрочем, более аргументированная версия заключается в том, что за попытками захвата Домодедова стояли структуры Юсуфовых.
Тем не менее, считается, что не без помощи Игоря Ивановича, за пару лет «Новапорт» сумел получить аэропорты Минеральных Вод и Калининграда. Занимательно, что интерес Троценко к воздушной инфраструктуре появился относительно недавно – ранее Романа Викторовича знали исключительно как скандального финансиста. На заре своей карьеры Троценко успел даже посидеть в СИЗО, но уголовное дело в 96 году, как и череду последовавших дел, удалось развалить. Последняя нашумевшая история Романа Троценко связана с банкротством "Инвестбанка", который пять лет назад лишился лицензии ЦБ. В тот момент банкротство этого банка" считалось рекордным для Российского финансового рынка – дырка в капитале банка составляла 50 млрд.рублей.
Именно с "Инестбанком" связан интерес Троценко к авиационной отрасли… В 2001 году "Инвестбанк" был крупным кредитором ГУАП "Калининградавиа". Примерно в это же время он был выкуплен структурами предпринимателя Сергея Грищенко, с которым и работал в дальнейшем Троценко. После покупки Грищенко "Инвестбанка" была инициирована процедура банкротства "Калининградавиа". Активы ГУАПа отошли "Инвестбанку", который на их базе создал ОАО « Калининград-авиа». Спустя пару лет "КД-авиа" перешли под контроль Троценко.
Ряд источников указывают, что нынешние попытки Троценко консолидировать те или иные активы в различных отраслях делаются при покровительстве Игоря Сечина. Дело в том, что в конце 2009 года Троценко оказался в трудной ситуации – судя по информации ряда источников он мог оказаться под влиянием экономического управления ФСБ, так называемого "шестого управления" или просто говоря "шестерки". Шестое управление считается лояльным Игорю Сечину и в рамках зачистки региональных элит оно проявило себя очень активно (губернаторы Гайзер и Хорошавин). Интересно, что оба губернатора были близки к Виктору Вексельбергу и в обоих регионах у "Новапорта" был интерес в приватизации инфраструктуры авиаузлов.
Именно с 2009 года и череды скандальных банкротств, Троценко могли взять в оборот как номинала ряда силовиков и того же Игоря Ивановича… несмотря на то, что компании Троценко до 2009 года брали множество кредитов, вернуть которые они были не в состоянии, компаниям удалось выжить. Злые языки утверждают, что подобное покровительство для коммерсанта уровня Троценко мог дать кто-то из высочайших российских чиновников, связанных при этом с силовым ресурсом.
И к чему это всё приведёт?
В этом плане достаточно примечательно, что консолидация активов Троценко во многом коррелирует с интересами компании "Роснефть". В частности, экспансия Романа Троценко на Кузбасс, где его структурами было приобретено предприятие по производству минеральных удобрений, может быть связано с интересами "Роснефти" в выстраивании вертикально-интегрированной структуры по производству минеральных удобрений. Роман Троценко в этом плане для Сечина человек понятный – свое образная «правая рука», которая направляется туда, где необходимо спешно консолидировать те или иные активы, как это было в случае с объединённой судостроительной корпорацией.
В подобной ситуации можно не сомневаться, что Роман Троценко сумеет найти средства для своего предприятия. Вопрос в другом – получат ли от этого что-то сами инвесторы? Судя по той цепочке банкротств, которые сопровождают карьеру Троценко, у нас на этот счёт есть большие сомнения.
Топ