Компромат из достоверных источников

Уважаемые заказчики DDoS-атак! Рекомендуем Вам не тратить деньги и время впустую, так что если Вас что-то не устраивает на нашем сайте - значительно проще связаться с нами - [email protected]

Заказчики взлома сайта, мы можем бадаться с Вами вечно, но как Вы уже поняли, у нас нормально работают бекапы, а также мы и далее легко будем отлавливать и блокировать ваши запросы, поэтому также рекомендуем не тратить деньги и время впустую, а обратиться к нам на вышеуказанную почту.


Фигурант урановой сделки хотел купить нового президента США

Фигурант урановой сделки хотел купить нового президента США

 

Оригинал этого материала © "Общая газета", 02.11.00, Фото: "Петербург-Экспресс"

Приключения "уранового" мальчика. Как молодой российский бизнесмен Шусторович решил помочь Бушу-младшему стать президентом США

Евгений Бай

Александр Шусторович

Предвыборная кампания в США вышла на финишную прямую: через 5 дней страна изберет своего 43-го президента, который поведет ее в XXI век и 3-е тысячелетие. Кто им будет? Сегодня прогноз сделать легче, чем еще какие-нибудь две недели назад. Кандидат Республиканской партии, губернатор штата Техас Джордж Буш-младший укрепил преимущество над демократическим соперником, вице-президентом Альбертом Гором: согласно последним опросам общественного мнения, оно теперь составляет не 2-3 процента, что, учитывая социологические погрешности, означало примерный паритет сил, а уже 7-8 процентов. За Буша готовы проголосовать 48-50 процентов избирателей, за Гора - 41-43 процента. Утешением для последнего может служить лишь то, что у него больше сторонников в крупных штатах.

Тем не менее в стане демократов наблюдается легкая паника. В борьбу за электорат включился сам президент Клинтон. Повсеместно агитируя за Гора, он намерен сделать основной упор на то, что техасский губернатор «не имеет ни серьезных политических планов, ни опыта». А главное - победа республиканского кандидата, предупреждает нынешний президент, положит конец 8-летнему экономическому процветанию Америки.

Добавит ли личное участие Клинтона в предвыборном шоу очков г-ну Гору? Сомнительно. Редко кому удается за несколько дней наверстать то, что было бездарно растеряно за несколько месяцев. Гор, еще в мае-июне опережавший Буша на 10 процентов, безукоризненно четко сформулировавший свое внутриполитическое кредо, крайне неуверенно и невыразительно смотрелся, когда речь заходила о внешней политике. Предчувствуя, что ему придется нести ответственность за все внешнеполитические провалы администрации Клинтона, Гор в самом начале предвыборной кампании дистанцировался от своего патрона. Но ничего не сумел предложить взамен. Внешняя политика так и осталась ахиллесовой пятой демократов. Тупик в Косове, дипломатический провал на Ближнем Востоке и, наконец, «потерянная Россия» с ее вдрызг провалившимися при попустительстве Америки реформами. Причем на последнем этапе предвыборной кампании именно российская тема зазвучала «весомо, грубо, зримо». Настолько - что обнажила сомнительные с точки зрения Конституции США договоренности Гора с Черномырдиным. Маловероятно, что это не отразилось на предвыборном рейтинге демократического кандидата.

Впрочем, бывший российский премьер - далеко не единственный персонаж восьмилетнего флирта клинтоновской Америки с «реформаторской» Россией. Так же, как и герои нашумевших банковских скандалов. Новейшая история российско-американских контактов знает сюжеты куда менее известные широкой публике, но столь же лихо закрученные. Об одном из них - читайте ниже.

Деньги передаст портье

В НАЧАЛЕ июля этого года 34-летний Александр Шусторович, основатель и владелец компании Pleiades Group Ltd, подписал чек на 250 тысяч долларов и оставил его у портье своего дома, расположенного в престижном районе Манхеттена, неподалеку от Карнеги-холла. Чек был предназначен пополнить кассу Республиканской партии или, как говорят в Америке, партии Слона, накануне ее съезда в Филадельфии. 17 июля документ был официально принят к оплате, и вскоре знакомая Шусторовича, активистка предвыборного штата республиканцев Жоржетта Мосбакер пригласила бизнесмена на ланч с участием видных деятелей партии, а затем и на съезд в Филадельфии.

Истины ради поясню, что идея взноса в предвыборный фонд республиканцев принадлежала не самому Шусторовичу, а все той же г-же Мосбакер, которая трепетно относилась к молодому русскому. Они познакомились на одной из вечеринок много лет назад, вместе бывали в Москве. Как-то в начале лета она сказала ему: «А что если тебе дать кое-каких деньжат республиканской партии? Ты выпишешь им чек, а потом мы вместе отправимся на конвент». На секунду задумавшись, Шусторович ответил: «Ол райт».

Позднее люди, ответственные за сбор «республиканских» средств, признавались, что это было самое крупное пожертвование партии, сделанное физическим лицом. Даже такие сверхбогатые люди Америки, как Билл Гейтс, ограничиваются подношениями в фонд той или иной партии, не превышающими 50 тысяч долларов. А предвыборный штаб Буша вообще сообщил, что астрономическую сумму в 100 миллионов долларов, которую собрал их претендент, составляли чеки в 1 тысячу долларов или меньше.

Александр Шусторович имел законное право облагодетельствовать республиканцев. Он давно уже гражданин США, а то, что у него есть и российское гражданство, не препятствие для оказания финансовой помощи политической партии. Единственное, чего требуют юристы в подобных случаях - доказать, что пожертвователь дарит собственные деньги. На счет того, что Шусторович очень богат, у республиканцев не было никаких сомнений. Известно, что по Нью-Йорку он передвигается исключительно на «Роллс-Ройсе». Правда, в Москве олигарх в целях безопасности предпочитает черный джип «Мерседес» и сопровождение из нескольких охранников, про которых побывавший в российской столице глава урановой компании из Денвера Power Resources Inc. Флетчер Ньютон сказал, что они напоминают оборонительные линии Detroit Lions (одной из самых известных в Штатах команд американского футбола).

Головокружительная карьера Шусторовича может войти в учебники для приезжающих в Новый Свет иммигрантов. В Нью-Йорк его семья перебралась из СССР, когда Александру было 11 лет. Его отец, химик по образованию, член-корреспондент Академии наук СССР благодаря колоссальному опыту и знаниям неплохо устроился в один из филиалов компании Kodak. Шусторович-младший с блеском закончил школу, поступил в Гарвард и в 1993-м уже имел два диплома - факультетов юриспруденции и бизнеса. Но еще в 1988 году он наведался в Москву и там на грани двух исторических эпох попытался начать собственное дело. Начал с выпуска русскоязычной версии американского научного журнала Omni, издающегося компанией Penthouse Magazine. А совсем скоро созданное Шусторовичем американо-российское СП International Academic Publishing Co. получило права на публикацию и распространение за рубежом научных работ Российской АН.

Однако настоящую жилу Шусторович нащупал лишь после знакомства с тогдашним главой российского Минатома Виктором Михайловым. Огромный шарм молодого человека произвел на министра неизгладимое впечатление. Вдвоем они разработали план под названием «От Мегатонн к Мегаваттам», обещавший стать самым грандиозным проектом экспорта урана за всю историю человечества. По этому замыслу Россия должна была поставлять США высокообогащенный уран, высвобождаемый после демонтажа ядерных боеголовок. Соглашения между двумя странами по сокращению стратегических вооружений давали начинанию огромный простор. Дело было за малым - созданием в США компании-брокера в этой сделке. Так очень скоро возникла Pleiades Group, которую возглавил молодой предприниматель Шусторович.

В 1994 году было подписано межправительственное соглашение о поставках в США в течение 10 лет 500 тонн высокообогащенного урана на 12 миллиардов долларов. Pleiades Group претендовала на третью часть сделки - 4 миллиарда. Но на американском рынке компанию никто не знал, требовалась мощные лоббистские усилия. Энергичный выпускник Гарварда помчался в штат Техас, где у него были весьма влиятельные знакомые республиканцы. Один из них, Роберт Мосбакер, занимал в правительстве Джорджа Буша пост министра торговли. Ему-то Шусторович и предложил стать председателем совета директоров Pleiades Group. Мосбакер сразу понял, что потрясший Россию исторический коллапс - лучшее время для того, чтобы сделать на нем состояние.

Слон угощения не принял

ГРОМ грянул для Шусторовича в сентябре, через два месяца после того, как его чек был принят к оплате. Говорят, некий слишком пытливый репортер из газеты «Уолл-стрит джорнэл» Джон Фиалка позвонил в национальный подготовительный комитет республиканской партии и попытался разыскать там Жоржетту Мосбакер, чтобы разузнать побольше о Шусторовиче. Республиканцы насторожились, ринулись к архивам, подняли все, что у них было на предприимчивого американо-российского бизнесмена. Когда сведения представили партбоссам, те зачесали в затылках. Сомнения в первую очередь вызвало происхождение капиталов компании Pleiades Group, слишком уж тесно связанной с русскими. Как довольно откровенно сказал представитель национального комитета партии Терри Холт, «было принято негласное решение, гласившее, что никакие капиталы не оправдали бы усилий по погашению скандала». Ответственный за принятие добровольных взносов Мел Семблер лично позвонил Шусторовичу, выразил от имени партии благодарность за жест доброй воли, но сказал, что его помощь не может быть принята. Без объяснения причин.

Нью-йоркский адвокат компании Pleiades Маршалл Бейл в ответ на мою просьбу прокомментировать историю с чеком разразился гневным монологом.

- Это все пресса виновата! Это она неверно представила благородную акцию мистера Шусторовича. Он - замечательный человек, честный бизнесмен, он абсолютно ни в чем не виноват! Его сознательно выставили в дурном свете конкуренты по бизнесу...

Адвокат Бейл прислал мне официальное заявление Александра Шусторовича, датированное 14 сентября этого года. В нем, в частности, говорилось: «...Когда мне исполнилось 18 лет, я стал членом республиканской партии и отдал голос за Рональда Рейгана. Теперь я являюсь убежденным сторонником губернатора Техаса Джорджа Буша... Я обеспокоен тем, что абсолютно законный и невинный акт может выглядеть как нечто предосудительное. Однако я не преследую цель вступать в юридическую полемику, моя задача - избрать губернатора Буша президентом. И я был счастлив оказать финансовое содействие губернатору Бушу. Чтобы помогать ему и впредь и быть уверенным, что эта совершенно искусственная коллизия не нанесет ущерба губернатору и его президентской кампании, республиканская партия и я договорились, что моя контрибуция принята не будет».

Сомнения республиканцев были, вероятно, вызваны участием Шусторовича в «урановой сделке века». Ее история не менее извилиста, чем сюжет с чеком.

Вполне возможно, что Pleiades Group Ltd идеально сыграла бы уготованную ей роль брокера и довольствовалась бы 4-миллиардным куском от межправительственной сделки. Однако в 1996 году администрация Клинтона приняла решение о приватизации United States Enrichment Corporation (USEC), главного в США предприятия по переработке и продаже урана. В ту пору американский бюджет страдал хроническим дефицитом. С помощью продажи компании власти намеревались получить около 1,5 млрд долларов и залатать кое-какие финансовые дыры. Русские партнеры поначалу схватились за голову, но потом пришли к выводу: все, что ни делает Господь - к лучшему. Pleiades предложила американской стороне продать ей USEC. Заполучив ее, детище г-на Шусторовича стало бы мировым монополистом уранового производства, оставив за бортом таких крупных игроков, как немецкая NUKEM, канадская CAMECO, французская COGEMA. Обладая надежным источником сырья в России и крупнейшим перерабатывающим производством в Америке, компания создала бы законченную производственную цепочку, приносящую прибыли, не сравнимые ни с экспортом нефти, ни с торговлей оружием.

Ставки были настолько круты, что в лоббистские игры включился сам глава Минатома Михайлов. В марте 1997 года он отправил письмо в адрес госдепартамента США: мол, имею честь рекомендовать в качестве покупателя USEC именно Pleiades Group.

Чиновники в клинтоновской администрации насторожились. С чего бы это российскому министру лично пробивать интересы формально американской, но по сути российской компании? В печать просочилось: Михайлов - чуть ли не «крестный отец» Шусторовича. Министр это утверждение опроверг: да, действительно, он использовал предпринимателя в качестве переводчика в поездках по США, участвовал в выпускной церемонии талантливого студента Гарварда, но «крестник» - это уже слишком. «Он - еврей, а я русский, и по сей причине это невозможно», - заявил Михайлов.

Американские власти этими сентиментами не удовлетворились. «Мы должны получить полное представление о том, что это за компания и каковы ее связи с тем или другим иностранным правительством», - объявил замминистра энергетики Чарльз Кертис.

Тогда Шусторович стал готовить тяжелую артиллерию внутри США. Главным калибром мог стать председатель совета директоров Pleiades Роберт Мосбакер, который, между прочим, нанял советником компании бывшего госсекретаря США Джеймса Бейкера, а его сына устроил на должность юриста. К лоббистской кампании был привлечен и Макс Кемплмен, отвечавший в правительстве Рейгана за переговоры по контролю над вооружениями (позднее он заявил, что действительно помог Шусторовичу установить отношения с вашингтонским истеблишментом, но указал при этом, что русский несколько раз использовал его имя без разрешения).

С российской стороны в бой была брошена дипломатия, хотя и в отставке. Андрей Козырев 6 ноября 1996 года написал письмо сразу нескольким высокопоставленным чиновникам правительства США, где объяснял идею урановой сделки и рекомендовал американцам именно Pleiades Group Ltd как наилучшего партнера.

Одновременно сам Шусторович, используя все свое обаяние, пытался нащупать ходы и к сердцу президента Клинтона: в 1996 году он посетил один из завтраков в Белом Доме. Тем самым на какое-то время глава Pleiades изменил своим политическим пристрастиям, пытаясь флиртовать с демократами.

 Обвал

ОДНАКО усилия не увенчались успехом. Американцы по различным дипломатическим каналам дали понять российским властям, что если те и дальше будут иметь дело с «сомнительными личностями», то сделка будет похоронена навсегда. Более того, российское посольство в Вашингтоне получило от американских властей циркуляр (редкое явление в истории двусторонних дипотношений), в котором Москве рекомендовалось иметь дело при продаже урана все с теми же CAMECO, COGECO и NUKEM.

А вскоре после этого президент Ельцин уволил министра Михайлова. В США поползли слухи, что это связано с Шусторовичем. Известный сенатор-республиканец Пит Доменичи, прежде активный сторонник американо-российской сделки, направил письмо вице-президенту Гору, в котором посоветовал «четко определить, каким компаниям можно было бы доверить поставки обогащенного урана».

Между тем в Минатом пришли другие люди, у которых были свои бизнес-контакты, и талантливый Шусторович в один миг оказался невостребованным.

В марте 1999 года США и Россия подписали соглашение, по которому все брокерские полномочия в урановой «сделке века» передавались упомянутым германской, французской и канадской компаниям. Александр Шусторович подал иск против АО ТЕХСНАБЭКСПОРТ, обвиняя его в невыполнении контракта, подписанного в 1997 году. За ним последовали еще три аналогичных иска. Рассмотрение дела вышло в самые высокие сферы - на уровень министерства юстиции США, которое отказало Шусторовичу в его требованиях.

И тогда Pleiades Group забирает свои исковые заявления, отказавшись при этом платить по счетам многочисленным юристам и адвокатам. Митчелл Керлан, представляющий нью-йоркскую компанию Gibson Dunn & Crutcher, предъявляет иск уже самому Шусторовичу, обвиняя его в невыплате судебных издержек на 600 тысяч долларов. В результате в верховный суд Нью-Йорка подаются сразу два иска - против группы Pleiades и против Шусторовича лично.

Так что же наш герой - изобличен и наказан? Думается, выводы делать преждевременно.

За три года, минувших после приватизации United States Enrichment Corp. (USEC), та превратилась из образцовой урановой компании в абсолютно убыточное, едва сводящее концы с концами предприятие. Котировки его акций на нью-йоркской бирже упали, а кредитные рейтинги могут отпугнуть даже самого рискового инвестора.

Не так давно в американском конгрессе прошли слушания по положению дел в USEC, в ходе которых выяснилось: ряд вашингтонских юристов и лоббистов сделки по приватизации компании за два с половиной года заработали свыше 75 миллионов долларов на покупке ее акций, стоимость которых в начале торгов была искусственно занижена для привлечения наибольшего числа инвесторов. Среди этих людей - некая Сьюзан Томашес, доверенное лицо первой леди Америки Хиллари Клинтон, Грег Саймон, советник про вопросам внутренней политики вице-президента Эла Гора, а также сотрудники юридической фирмы Skadden Arps, защищавшей президента Клинтона на судебном процессе по иску небезызвестной Полы Джонс. Конгрессмены, правда, так и не смогли инкриминировать приближенным к Белому Дому лицам сверхвысокие заработки. Зато саму акцию по продаже в частные руки крупнейшей «стратегически важной» компании они с удовольствием вменили в вину команде Клинтона - Гора. Как считает один из ведущих экспертов в этой области, Меттью Банн, администрация в «угоду сиюминутной финансовой прибыли нанесла сильнейший урон национальной безопасности США».

Через неделю Америка будет выбирать нового президента. И если к власти придет республиканская администрация, судьба урановой компании USEC снова может резко измениться. Так что не зря, наверное, г-н Шусторович упорно предлагал республиканцам чек на четверть миллиона долларов...

От редакции

Прежде чем публиковать этот материал, мы, руководствуясь вполне политкорректным желанием выслушать аргументы его главного действующего лица, набрали номер московского офиса г-на Шусторовича. Вежливая и предупредительная секретарша обещала передать шефу нашу просьбу об интервью. Ответный звонок из приемной бизнесмена последовал в тот же день: «К сожалению, Александра Евгеньевича сейчас нет в стране (т.е. в России) и интервью вам он дать не может». На вопрос, имеются ли в московском офисе Pleiades какие-либо материалы открытого характера, касающиеся деятельности компании, нам ответили отрицательно.

 

Топ