Сам себе Бондарчук
Федор Бондарчук единственный из наших режиссеров умеет делать дорогие окупаемые фильмы. Добавить материальных активов — и вот оно, звание самого успешного российского кинодеятеля. Если бы не развод и долги, цель была бы уже достигнута.
На отечественном киноолимпе в последнее время сложилась довольно четкая специализация — у каждого из мэтров российского кино оказалась своя в меру уникальная бизнес-модель.
Главный тяжеловес Никита Михалков давно уже снимает преимущественно на государственные деньги масштабные дорогостоящие проекты по своему вкусу, не особо ориентируясь на кассовые сборы.
Напомним, последние фильмы Михалкова — "Солнечный удар" и "Утомленные солнцем-2: Цитадель" — в прокате собрали по $1,5 млн при общем бюджете $21 млн и $45 млн соответственно.
Продюсер всея Руси Константин Эрнст бюджеты осваивает еще большие, а задача окупиться в прокате не стоит даже в теории. Понятно же, что весь отечественный кинопрокат не в состоянии собрать 3 млрд руб., чтобы окупить мегапроект отечественного кино "Викинг".
Тимур Бекмамбетов — и как режиссер (голливудский), и как продюсер (российский) — стал главным специалистом по недорогому в производстве кино. По голливудским меркам бюджеты его фильмов совсем небольшие, и фильмы эти (за исключением дорогого "Бен Гура") не баснословно, но вполне успешны. Принято считать, впрочем, что режиссурой он занимается для души, а основную кассу собирает как продюсер, и главным образом в России. Его студия Bazelevs тратит на фильмы $2-4 млн, а в прокате "Горько!", "Елки", "Самый лучший день" приносят по $15-20 млн.
В нынешней ситуации, когда государство дает большие деньги на кино и грозится начать требовать их возврата, Федор Бондарчук, похоже, нащупал самую перспективную бизнес-модель. Судя по его последним проектам, он первым научился делать дорогое в производстве кино, рассчитанное на коммерческий успех.
Дом режиссера должен быть студией
«"Притяжение" стоит на могучих плечах "Викинга",— объясняет свой сегодняшний успех журналистам Бондарчук. И продолжает: — Своим бюджетом 1,5 млрд руб. он оживил индустрию. Только представьте, сколько людей было задействовано в этом проекте. Наконец-то съемочные павильоны заработали по полной».
Фильм о том, как космический корабль упал на Чертаново, скорее всего, после следующего уикенда станет второй российской картиной после "Викинга", собравшей с начала года в прокате более 1 млрд руб. (уже сейчас сборы превысили $13 млн — 800 млн руб.).
Плюс предварительные продажи фильма за рубеж принесли продюсерам не менее $4,5 млн. В отличие от "Викинга", правда, "Притяжение" уже вышло на окупаемость — и срок, за который дорогой российский фильм окупился в прокате, стал рекордным.
Но есть у Бондарчука и другой повод ратовать за "Викинга": это одна из немногих высокобюджетных картин, которая снималась на его же студии "Главкино", где Бондарчук владеет миноритарным (11,7%) пакетом акций. Режиссер вошел в состав акционеров проекта миллиардера Николая Цветкова еще в самом начале строительства, в 2008 году, и даже после многочисленных переделов акций все же сохранил за собой небольшую долю.
Иметь собственную студию, конечно, голубая мечта любого режиссера: павильоны и оборудование — важная статья затрат любого съемочного процесса. Однако у "Главкино" все еще остаются миллиардные долги перед главным кредитором — ВТБ (у банка в залоге земля и имущество), а, поскольку ряд павильонов так и не были до конца оборудованы и сдаются по значительно меньшей цене, чем могли бы, отбить долги не получается. К тому же банк уже не раз заявлял, что хочет консолидировать акции у себя, выкупив их у миноритариев.
На этот случай у Бондарчука, впрочем, скоро будет и другой вариант: при поддержке медиахолдинга "Национальная Медиа Группа" (НМГ) режиссер собирается запускать киностудию в Краснодарском крае. С НМГ у Бондарчука отношения сложились после того, как медиахолдинг в 2014 году выкупил у него долю в подразделении его группы компаний Art Pictures Vision, занимающемся производством ТВ-фильмов и сериалов. С тех пор имевшая в портфеле лишь пару сериалов компания сильно разрослась. Сейчас Art Pictures Vision снимает проекты для многих федеральных каналов: РЕН ТВ, "Первого канала", НТВ, "Матч-ТВ" и других.
Клипмейкер на "Мосфильме"
Основы будущей киноимперии 24-летний студент ВГИКа Федор Бондарчук заложил в 1991 году, когда с другом детства, сыном другого именитого режиссера, Степаном Михалковым, основал компанию Art Pictures. Зарабатывать партнеры решили на видеоклипах и рекламных роликах. "Все было спонтанно и по-дружески. Бондарчук сам предложил снять клип на песню "Посмотри в глаза", потому что она ему нравилась,— вспоминала потом певица Наталья Ветлицкая, ставшая для Art Pictures одной из первых клиенток.— У меня на тот момент вообще денег никаких не было, мы все были нищие. Он сам собирал деньги, с миру по нитке, так сказать".
Офис на "Мосфильме" по соседству с отцом, личный секретарь — на свободном рынке клипов и видеорекламы Art Pictures быстро вошла в число лидеров.
Бондарчук даже не стал получать диплом (ему торжественно вручили документ только в 2009 году) — и с головой окунулся в бизнес.
Помимо Ветлицкой он, к примеру, практически несменяемо режиссировал клипы для группы "Моральный кодекс", снимал для Аллы Пугачевой, Кристины Орбакайте, Бориса Гребенщикова, Филиппа Киркорова, Влада Сташевского и многих других.
Переменчивая природа
Сегодня Бондарчук любит повторять, что в его первых фильмах нет ни одного государственного рубля. И это правда: в начале нулевых, когда молодой клипмейкер задумался о большом метре, без господдержки было обойтись легче. Отечественный кинематограф переживал бум: российские нувориши увлеченно играли в кинопродюсеров. Проблема была в том, что Бондарчук захотел снять фильм о забытой в Афганистане роте, а подобные сюжеты финансировались не так охотно: предпочтение отдавалось картинам о диком капитализме и политических интригах.
Тем не менее деньги на проект ему все же удалось найти. Пул инвесторов сложился, после того как в проекте появился тяжеловес Александр Роднянский — тогда гендиректор СТС, где Бондарчук вел программу "Кресло". "Он пришел ко мне со сторибордом — сценарием в картинках,— будет вспоминать впоследствии Роднянский.— И, несмотря на более чем осторожное отношение к военным сюжетам, я вошел в команду. Из-за Федора. Его чувство кино, его энергетика, его понимание сегодняшнего языка, его режиссерский талант достойны уважения".
Несмотря на то что бюджет фильма в процессе съемок вырос с $4 млн до $9,5 млн — съемочная группа даже бастовала из-за нехватки денег, а Бондарчук закладывал квартиру,— в 2005 году "9 рота" все-таки вышла на экраны.
И сорвала кассу, собрав более $25,5 млн и обогнав в российском прокате даже "Мистер и миссис Смит", а также суперуспешный на тот момент "Ночной дозор" Тимура Бекмамбетова, собравший годом ранее $16,7 млн. Затем Бондарчука настигла еще и продюсерская удача: фильм "Жара" с героями "9 роты" в летней Москве при бюджете 1,7 млн собрал в прокате $16 млн.
На волне успеха Бондарчук взялся за двухсерийный проект по мотивам романа братьев Стругацких "Обитаемый остров". И хотя по масштабу проект вполне мог бы тягаться с отцовской "Войной и миром" — 7 тыс. человек в массовке, 3 тыс. специально пошитых костюмов, 450 кг грима, 1,5 тонны пиротехники в тротиловом эквиваленте,— в прокате фильм оглушительно провалился. При бюджете $37 млн две части картины принесли всего $28 млн, причем вторая — лишь $6 млн. Продюсеры впоследствии пытались списать неудачи на хорошую погоду, отвлекшую людей от кинотеатров, и обвал рубля, но даже с учетом докризисного курса окупить ленту не удалось бы. И еще на пять лет режиссер оказался в долгах.
Нераскрывшаяся киносеть
В январе этого года Агентство по страхованию вкладов (АСВ) неожиданно потребовало привлечь к субсидиарной ответственности за банкротство банка "Пушкино" нынешнего гендиректора киностудии "Ленфильм" Эдуарда Пичугина. Пичугин получил небольшой пакет акций в "Пушкино" после присоединения другого банка, "Финанс", где у него был 15-процентный пакет. По мнению АСВ, будучи акционером "Финанса", Пичугин выдавал невозвратные кредиты — непогашенный долг впоследствии перешел к "Пушкино" и стал одной из причин его банкротства.
Как заметил в своем блоге на портале "Сноб" адвокат Александр Хаминский, в этой истории не хватает другого акционера "Финанса" — делового партнера Пичугина Федора Бондарчука, также владевшего 15% акций банка. На соответствующий запрос "Денег" АСВ не ответило, но, по мнению аналитиков, разгадка истории может быть проста: даже будучи акционером банка, в его дела режиссер мог и не вмешиваться. Это подтверждал в интервью и сам Пичугин, отмечавший, что роль Бондарчука в истории с "Финансом", конечно, была больше имиджевой, чем реальной. А юристы, в свою очередь, считают, что доказать даже ответственность Пичугина АСВ будет очень непросто.
Партнерство с Пичугиным у Бондарчука сложилось в конце нулевых — съемки кино были дорогостоящими, и режиссер активно искал деньги. Пичугин, тогда еще не имевший отношения к "Ленфильму", но успевший выгодно продать компании А1 свою первую сеть кинотеатров "Кронверк Синема", предложил режиссеру вместе с ним и продюсером Сергеем Сельяновым (известен успешными анимационными франшизами про трех богатырей и Серого Волка) заняться строительством сети мультиплексов "Киносити".
"Киносити" должен был быть реализован при масштабной поддержке государства — свыше 200 кинотеатров предлагалось открыть в городах с населением менее 500 тыс. человек, и окупиться самостоятельно у них бы не получилось (затраты оценивались в 30 млрд руб.). В дальнейшем партнеры планировали, что и принадлежать сеть будет государству, а "Киносити" станет лишь управляющей компанией.
Бондарчуку в этой истории была отведена роль лоббиста. Режиссер снимал политические ролики еще в 1999 году для блока "Отечество — вся Россия" и позднее участвовал в проекте "Киноклуб" — открытии по всей стране культурных центров с мультимедийными кинозалами. (Руководителем проекта стал Эдуард Пичугин, а Федор Бондарчук — председателем общественного совета.)
Но партнерам не удалось построить сеть ни из 200, ни тем более из 50 кинотеатров. Мультиплексы под брендом "Киносити" открылись только в четырех, и то не самых маленьких городах: Санкт-Петербурге, Туле, Новосибирске и Оренбурге.
В других городах сделать ничего не получилось. В Астрахани, например, в 2012 году партнеры арендовали крупнейший кинотеатр "Октябрь", объявили о планах его реставрации, но на этом все и закончилось. Астраханцы до сих пор пишут на форумах гневные посты по этому поводу, ставя в вину Бондарчуку погубленную зимой оранжерею в "Октябре" и, главное, крокодила, который безбедно жил в оранжерее, а той морозной зимы не перенес.
Проект "Киносити", конечно, немного не рассчитал бюджет. На каждый кинотеатр нужно было потратить по 130-150 млн руб. (а в мультиплекс "Великан" в Петербурге, только по официальным данным, было вложено 1,2 млрд руб.). Позднее Фонд кино учредит похожую программу по спонсированию кинозалов в маленьких городах и будет готов давать на каждый проект куда меньшие суммы — всего по 5 млн руб. на кинозал. Не стали партнеры пользоваться и согласованным при поддержке тогдашнего премьера Владимира Путина кредитом Внешэкономбанка на 2,5 млрд руб., посчитав условия слишком жесткими.
К настоящему моменту Бондарчук фактически вышел из проекта, хотя время от времени и говорит о планах по его возобновлению. Однако кинотеатрами в Туле, Оренбурге и Новосибирске Пичугин владеет вместе с Сельяновым, а летом прошлого года суд исключил Бондарчука еще и из акционеров "Киносити Девелопмент", владельца "Великана". Иск был обоснован тем, что Бондарчук отошел от дел и сорвал крупную сделку, но, по данным источников, знакомых с ситуацией, раздел пока не окупившегося мультиплекса между Пичугиным и Бондарчуком прошел полюбовно, а суд был лишь формальностью. Это могло быть связано с разводом Бондарчука — поскольку решение об исключении его из состава акционеров принимал суд, оно окончательно, и претендовать на это имущество бывшая супруга Бондарчука, Светлана, не могла бы.
С Пичугиным Бондарчука связывает и еще одна история. После того как первый занимает пост гендиректора "Ленфильма" в 2012 году, Бондарчук фактически становится антикризисным менеджером киностудии. И ему многое удается: помирить режиссеров, привлечь ресурсы под восстановление.
Поворотный "Сталинград"
Собственные дела тоже идут своим чередом. Согласно исследованию Movie Research, за период с 2010 по 2016 год занимающаяся исключительно кинопроизводством Art Pictures Studio Бондарчука прочно вошла в пятерку лидеров по общему объему господдержки вместе с СТВ Сергея Сельянова, Bazelevs Тимура Бекмамбетова, студией "ТриТэ" Никиты Михалкова и кинокомпанией "Централ Партнершип".
Со своего третьего фильма Бондарчук и сам начинает претендовать на субсидии Фонда кино. В итоге под "Сталинград" он получает около 30% ($10 млн) от общей стоимости проекта, а под "Притяжение" — 60% (около $3,5 млн). По его словам, обойтись без господдержки сегодня фактически невозможно: так называемые мягкие деньги (то есть государственные, по сути — невозвратные) обеспечивают и кредиты, и инвесторов.
Вложения работают.
"Сталинград" хоть и не окупился в российском прокате, но благодаря международным сборам стал самым кассовым российским фильмом за все время — принес $68 млн.
А в 2015 году и Art Pictures Studio выходит в лидеры по кассовым сборам — студии удается заработать на продюсируемых семи картинах более 1,54 млрд руб. Больше всего в прокате компании Бондарчука приносит второй "Духless" режиссера Романа Прыгунова.
"Притяжение" тоже не подвело. Во многом, конечно, потому, что накануне своего 50-летия режиссер в очередной раз не побоялся рискнуть: отказался от помощи Роднянского, нанял команду молодых режиссеров. В итоге готовится снимать сиквел. Да и почему бы нет: если не получится, всегда есть актерское поприще, которое, как подсчитал Forbes, приносит Бондарчуку еще $1,3 млн в год.
Топ