Мыльный пузырь налоговой оптимизации "Эвалара"
До недавнего времени основными проблемами фармацевтической компании «Эвалар» считались периодические заявления ФАС о неправомерном использовании в рекламе продукции фирмы данных об якобы имеющихся у нее положительных медицинских свойствах. Федеральная служба от компании требовала убрать (либо подтвердить) слова о «лечебном эффекте», «лечебных свойствах» в рекламе отдельных БАДов. Иногда накладывались штрафы, были даже случаи с запретом продажи отдельных продуктов компании. Но что такое для «Эвалара» штраф в 100 тысяч рублей, когда фирма вкладывает в рекламу 12-15% от собственного дохода и входит в двадцатку крупнейших рекламодателей России, тратя на рекламу несколько миллиардов рублей в год? Негативные последствия от информации о штрафах «забивались» агрессивной рекламой в федеральных СМИ о новой и «эффективной» продукции «Эвалара».
Однако, рано или поздно, «мыльный пузырь» должен был лопнуть. С осени 2016 года у компании начались реальные проблемы – в ряде юридических лиц, сопряженных с «Эваларом», начались налоговые проверки. По имеющимся данным из источников, близким к налоговой службе Алтайского края, предмет налоговой проверки фармкомпании «Эвалар» очень серьезный. В общем-то, все просто и давно известно. Есть отдельные юрлица, которые априори убыточны (от 50 до 100 млн. рублей в год) и через их счета прогоняются огромные средства на рекламу продукции «Эвалара». Почему именно реклама – совершенно ясно. Реклама – это главный способ для «Эвалара» удерживать темп продаж своей продукции на российском рынке, потому что основной упор в кампании сделан не на качество продукции, а на его рекламную составляющую (здесь можно вспомнить рекламный эффект МММ). На сайте фирмы в январе 2016 года появилась информация: «По итогам 2016 года компания «Эвалар» увеличила свою выручку на 24% (к 2015 году). При этом, по данным DSM-Group, рынок БАД в целом завершил 2016 год с отрицательными показателями роста – 1%. «Эвалар» также показал лучшие результаты, чем коммерческий фармрынок : +11% и +6%, соответственно». Действительно, реклама – двигатель торговли.
Вернемся к налоговым проверкам. Прежде всего, эти юрлица – это холдинг «Сибирская медиагруппа» (СМГ), в который входят: группа изданий «Резонанс на Алтае», информационно-аналитический бюллетень «ПолитСибРу» и информационное агентство «ПолитСибРу-новости», журнал «Автограф», газеты «Московский комсомолец на Алтае», «Комсомольская правда — Барнаул», «Аргументы и факты — Алтай», «Бийский рабочий», телекомпания «Наши новости». В свое время, как писали СМИ, Александр Прокопьев купил медиа-активы у известного бизнесмена (примерно за 500 миллионов рублей). Таким образом, у них львиная доля оборота составляет реклама, что позволяет «Эвалару» выводить огромные суммы из собственных затрат и снижать тем самым налоги. С точки зрения налоговой инспекции (и закона!) это сознательное сокращение налогооблагаемой базы с использованием серых схем. А это уже серьезная угроза.
Собственно говоря, в этой ситуации выбор вариантов действий уже невелик. Либо признаваться и нести серьезные затраты (как штрафные санкции, так и перевод рекламы на «Эвалар»), либо идти в атаку – вдруг повезет. Октябрь 2016 года показал – был выбран второй вариант действий. На первых порах все решалось «доморощенными» средствами – подконтрольные «Эвалару» СМИ начали информационную атаку с критикой отдельных представителей команды действующего губернатора региона и одновременно пытаясь увязать налоговые проверки с этой критикой, заявив, что проверки начались якобы в ответ на критику. Другими словами – старались поставить телегу впереди лошади.
Главным рупором этой идеологической схемы стал алтайский журналист Михаил Гундарин. Однако, как и было понятно заранее, схема не сработала. Нужны были новые ресурсы и новые идеи. И здесь на помощь пришла группа Ильи Спокойнова-Митькина-Зельдовича, который в разное время несколько раз работал на территории. В результате стали выстраиваться иные сценарии, о которых можно судить по изменению характера информационных материалов и по просачивающейся информации из «штаба оппозиционеров».
Поражает разнообразие форм и методов, которые пока развиваются параллельно и находятся в разной степени готовности. В то же время, совершенно не исключено, что они будут объединены в один сценарий, как это предпочитает делать г-н Митькин в ходе проводимых его командой политических выборов.
Назовем основные составляющие элементы пока разных сценариев:
1. Очернение реальной ситуации в Алтайском крае в противовес «успехам» и «достижениям» кампании «Эвалар».
2. Распространение слухов по поводу близкой отставки губернатора края за «развал экономики» в регионе (с постоянно меняющимися датами и вероятными новыми должностями).
3. Вбрасывается идея о том, что Александр Прокопьев – главный кандидат на должность нового губернатора края.
4. Поддержка региональной и Бийской организации КПРФ для возможной организации митингов протеста по любому поводу.
5. Блокирование действий Единой России в собственных СМИ и предоставление информационных площадок ее политическим противникам.
6. Привлечение к сотрудничеству ряда одиозных околополитических фигур, типа бийчанина Евгения Корчагина, получившего скандальную известность по своему путешествию до Кремля на желтом «Запорожце» и пытавшемся встретиться с Президентом РФ.
7. Отдельные случаи информационных «передергиваний», когда монтируются разные материалы в одном сообщении, статье или телесюжете для создания ложного впечатления о событии (по сути – создание фейков).
8. Создание информационного мифа о наличии в Алтайском крае некоего конфликта бизнес-элиты и губернатора.
9. Активная работа специальной команды в социальных сетях.
10. Подготовка к проведению муниципальных выборов, чтобы получить группу «своих» депутатов на этом уровне. По итогам выборов в АКЗС Александру Прокопьеву удалось обеспечить места к краевом заксобрании нескольким своим кандидатам, и они, похоже, также ждут своего часа и команды «фас».
Пока все эти направления политико-информационного воздействия на общественное мнение и властные структуры работают вразнобой. Ведь налоговая проверка еще идет. А вот когда по результатам проверки Александру Прокопьеву или его матери Ларисе Прокопьевой, или их экономическим структурам будет предъявлено обвинение – нарыв может лопнуть.
Топ