Что ждёт Бинбанк и хватит ли запаса прочности Промсвязьбанку
Как сообщается, Микаил Шишханов и его дядя Михаил Гуцериев должны будут разделить риски санируемого банка – ЦБ объяснил своё участие в санации Бина условной субсидиарной ответственностью обоих. На практике это означает, что семье Гуцериевых придётся обеспечить покрытие на сумму примерно 250–350 млрд рублей. Это должны быть свободные от обременения активы, которые будут заведены на баланс банка. По данным «Коммерсанта», сумма таких активов может составить от 50 до 75% стоимости всего бизнеса Гуцериева и Шишханова. Другими словами, в результате спасения Бинбанка оба миллиардера могут остаться почти без всего.
Дивный прекрасный мир
Свободные активы группы «Сафмар», которой принадлежит Бинбанк, представлены в основном объектами недвижимости и розничной торговли. Среди них пятизвёздочные гостиницы «Интерконтиненталь Тверская», «Марриот Гранд отель», «Марриот Ройял Аврора», а также «Хилтон Ленинградская». Помимо недвижимости у Гуцериевых имеются и земли. Не секрет, что до 2008 года лакомые земельные участки опосредованно играли функцию «тумбочки с деньгами». Российские банки закладывали их на лондонском финансовом рынке, получая взамен валютный кэш. Потом эти деньги оказывались на российском рынке девелопмента или же были задействованы в других схемах.
Финансовый кризис 2008 года разрушил этот дивный прекрасный мир: кредиты на рефинансирование российской недвижимости в Лондоне давать перестали. Тогда же стало известно о том, что Бинбанк продаётся. В роли покупателя фигурировал экс-сенатор от Белгородской области, основатель компании «Русагро»
Вадим Мошкович. Впрочем, считалось, что он на самом деле выступает в роли фронтмена, а сделка осуществляется в интересах третьих лиц. Так или иначе, но в конечном итоге сделка не состоялась, и Бин остался под контролем семьи. В самый разгар кризиса к руководству банком вернулся племянник Гуцериева Микаил Шишханов.
После этого Бинбанк начинает заниматься приобретением кредитных организаций через механизм их оздоровления. По-настоящему в этом деле Бинбанк развернулся на гребне нынешней волны кризиса. Уже в 2014 году к Бинбанку переходит Москомприватбанк, а в конце года Бинбанк стал санатором целой группы региональных коллег, которые стали его филиалами. В центре кластера стоял также санированный Рост Банк, бизнес-интересы владельцев которого тесно пересекались с интересами семьи Гуцериевых.
Убытки Рост Банка к моменту начала санации были зафиксированы на уровне 35 млрд рублей. Как утверждает Микаил Шишханов, это была вполне предвиденная сумма. Непредвиденным оказался внезапный рост курса доллара, который привёл к увеличению убытков Роста до гигантской суммы в 70 миллиардов. Шишканов утверждает, что форс-мажорные обстоятельства санации Рост Банка поставили крест на модели бизнеса Бина. Тем не менее это понимание не остановило банк. В январе 2015 года, на пике неурядиц в российской финансовой системе, Бин приобретает Уралприватбанк. А спустя несколько месяцев Микаил Шишханов начал поглощение МДМ Банка.
Данайский дар
МДМ Банк оказался последней добычей Бинбанка. И, по сути, данайским даром. Микаил Шишханов признаёт, что высокий уровень токсичных активов в портфеле МДМ Банка стал для него неприятной неожиданностью. Это признание выглядит более чем странным, учитывая тот факт, что своеобразная финансовая модель бизнеса МДМ никогда не была секретом для наблюдателей. Как никогда и не было для финансистов большим секретом, откуда берёт деньги на свои операции
Бинбанк.
Уже после того, как стало известно о неминуемой санации Бина с привлечением сил ЦБ, этим секретом решил поделиться в сети Facebook финансист Сергей Васильев. По его словам, после «закрытия» Лондона основным источником средств для Гуцериева и Шишханова стали пенсионные накопления россиян. Микаил Шишханов, по данным Forbes, начал скупать пенсионные фонды ещё в 2013 году. К 2017 году семье Шишхановых – Гуцериевых принадлежало уже пять фондов, объединённых впоследствии в НПФ «Сафмар». Сергей Васильев говорит, что «Сафмар» собрал с рынка около 300 млрд рублей пенсионных накоплений от 4 млн граждан. На эти деньги могли скупаться облигации группы «Сафмар», которые предварительно получали высокий рейтинг и попадали в высший котировальный список Московской биржи. Таким образом создавалась удобная схема для размещения пенсионных накоплений. Эта игра, по мнению Васильева, продолжалась много лет, и ЦБ, похоже, прекрасно знал о таком раскладе.
Всё изменилось в начале 2017 года, когда Московская биржа объявила, что исключает из своего высшего котировального списка бумаги, не получившие рейтинг от АКРА (Аналитического кредитного рейтингового агентства). «Сафмара» в этом списке не оказалось. Равно как и денег на рефинансирование своих проблем.
Накануне зампред ЦБ Василий Поздышев обрисовал красивый сценарий, как государство борется со схемным кредитованием на финансовом рынке. Дескать, собственники Бинбанка пытались договориться с регулятором о получении льготного кредита на срок до 10 лет, но ЦБ на это не пошёл. К сожалению, версия Поздышева не противоречит, а в чём-то и дополняет совершенно другой вариант развития событий. Санация Бинбанка неизбежно поставит в повестку вопрос о залогах – как Бинбанка, так и тех, которые сейчас требуются от дяди Гуцериева и племянника Шишханова. И если что-то пойдёт не так, то самые известные московские отели быстро поменяют хозяев. Таким образом, одним махом можно накрыть и ослабевший банк, и превосходный актив. Профит.
КСТАТИ
По данным АКРА, уровень проблемной задолженности в российской банковской системе находится на уровне 12–15%. Наиболее существенные риски, по мнению аналитиков АКРА, могут быть связаны с активами банков, находящихся во владении частных собственников и имеющих ограниченный потенциал дофинансирования. Среди прочих чаще всего наблюдатели предполагают Промсвязьбанк и Московский кредитный банк. В запасе прочности Промсвязьбанка имеются большие сомнения, уж слишком много негативных сигналов посылает клиентам манера управления бизнесом Дмитрия и Алексея Ананьевых. А в распоряжении Московского кредитного банка Романа Авдеева имеются пенсионный фонд и, по всей видимости, масса плохих долгов. Неудивительно, что финансовые аналитики последнее время внимательно следят за тем, нет ли каких-то задержек в платежах Промсвязьбанка и Московского кредитного банка.
Топ